Типы документов



Решение Брянского областного суда от 22.03.2023 по делу N 3а-429/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими пунктов N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2023 г. по делу в„– 3а-429/2023

УИД 32OS0000-01-2023-000141-80

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием
прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца К.Е.В., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.Д.Н. о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227),

установил:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 17 февраля 2023 года Nв„– 225, 227), включены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимости:
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>);
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>);
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>);
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>);
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>).
Административный истец Т.Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости необоснованно включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку они не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Согласно сведениям ЕГРН наименование спорных объектов недвижимости "<...>", то есть наименование помещений не подразумевает размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Фактическое использование вышеуказанных помещений также не соответствует видам фактического использования объектов, согласно которым помещения подлежали бы включению в оспариваемые Перечни. Так, нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> используется ФИО24 на основании договоров аренды на 2021, 2022 годы в целях хранения и складирования. Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> используется ФИО23 на основании договоров аренды на 2021, 2022 годы для <...>. Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> используется ФИО25 на основании договоров аренды на 2021, 2022 годы для <...>. Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> используется ФИО23 на основании договоров аренды на 2021, 2022 годы для <...>. Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> используется ФИО25 на основании договоров аренды на 2021, 2022 годы для <...>; ФИО28 на основании договора аренды на 2022 год для <...>; ФИО29 на основании договоров аренды на 2021, 2022 годы также для <...>. Акты обследования указанных объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования не составлялись. Кроме того, решением Брянского областного суда от 2 декабря 2021 года по административному делу в„– 3а-513/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года, его исковые требования о признании не действующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019, 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них спорных объектов недвижимости, удовлетворены. Включение указанных объектов в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд:
признать не действующим с 1 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225):
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
признать не действующим с 1 января 2022 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227):
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункт в„– <...>, включающий нежилое помещение, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца К.Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что здание с кадастровым номером в„– <...> на основании решения Арбитражного суда Брянской области от 16 августа 2022 года по делу в„– А09-2400/2022 по иску ИП Т.Н.К., ИП Т.И.Т., ИП Т.А.К. к ИП Т.Д.Н. о разделе нежилого здания, снято с кадастрового учета и разделено на следующие объекты недвижимого имущества: <...> общей площадью <...> кв. м, которое поставлено на кадастровый учет под номером в„– <...> и <...> общей площадью <...> кв. м, которому присвоен кадастровый номер в„– <...> и в состав которого вошли спорные помещения, принадлежащие административному истцу. Представленные стороной акты обследования здания с кадастровым номером в„– <...>, составленные в 2020 и 2021 годах, не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку не содержат сведений о номерах помещений и их площади, которая использовалась для осуществления деятельности, соответствующей требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений С.О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объекты недвижимости включены в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорные объекты подлежали включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как нежилые помещения в составе <...> с кадастровым номером в„– <...>. Так, согласно сведениям ЕГРН в составе здания с кадастровым номером в„– <...> на момент принятия оспариваемых Перечней находились помещения с наименованием "<...>", площадь которых составляла <...> кв. м, что более 20% от общей площади здания. Кроме того, актами проведения мероприятия в отношении здания с кадастровым номером в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фактически здание используется по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации более чем на 20%. Поскольку здание на момент включения в Перечни на 2021 - 2022 годы соответствовало пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как по предназначению так и по фактическому использованию), соответственно, все помещения входящие в состав здания независимо от их фактического использования подлежали включению в Перечни.
Административный истец Т.Д.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направил. В материалах дела имеется ходатайство административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца К.Е.В., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск неподлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года Nв„– 225, 227 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>;
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>;
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>;
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>;
- помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
Спорные объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни в действующей редакции под пунктами: объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пункт в„– <...>; объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...>; объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...>; объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...>; объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...>.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 и от 26 ноября 2021 года в„– 1825.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...> на момент принятия оспариваемых Перечней входили в состав объекта недвижимости: здания, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о расположении нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в границах земельного участка отсутствуют.
При этом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, имеет кадастровый номер в„– <...>, площадь <...> кв. м, категория земель - <...>, виды разрешенного использования - <...>.
Указанный земельный участок предоставлен в аренду Т.Н.К. на основании договора аренды в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в пределах данного земельного участка не имеется.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения оспариваемого Перечня на 2022 год, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В данном Классификаторе определены, в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков как: "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3); "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (код 4.1); "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (код 4.2); "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м (код 4.4); "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (код 4.6).
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, содержащим аналогичные виды разрешенного использования земельных участков.
До вступления в силу классификатора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Учитывая, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 32:28:0014527:92, не представляется возможным сделать вывод о том, что указанное здание по виду разрешенного использования земельного участка относится к объектам, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, "<...>" не предусматривает размещение объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассматривая основания включения спорных помещений в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, и их фактического использования, а также предназначения здания, в составе которого они располагались, и его фактического использования, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится и в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Из изложенного следует, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности.
Согласно сведениям из ЕГРН спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...> имеют назначение: <...>, наименование: <...>.
В материалах дела имеется технический паспорт на здание, расположенное по адресу: <...>, составленный межрайонным отделением по г. Брянску в„– 2 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ.
Однако по запросу суда в материалы дела также предоставлены: технический паспорт, составленный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, который имеет отметку "погашено ДД.ММ.ГГГГ" и технический паспорт, составленный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, который имеет отметку "погашено ДД.ММ.ГГГГ".
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 9 сентября 2022 года по делу в„– 3а-829/2022 по административному исковому заявлению Т.Н.К., Т.И.Т., Т.Д.Н., Т.А.Н. об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года в„– 1304), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года в„– 1305), установлено, что в 2019 году здание с кадастровым номером в„– <...> реконструировано в соответствии с проектной документацией ФИО30 на капитальный ремонт торгово-офисного центра и нежилых помещений в нем по <...>.
В процессе реконструкции произведен раздел расположенных в здании объектов недвижимости:
- <...> с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м, разделено на 2 нежилых помещения: объект с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м, и объект с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м;
- <...> с кадастровым номером в„– <...>, площадью <...> кв. м, разделено на 6 нежилых помещений: с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м; с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м; с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м; с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м; с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м; с кадастровым номером в„– <...>, площадью <...> кв. м;
- <...> с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м, разделено на 2 нежилых помещения: с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м; с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...> сняты с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...> поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...> и технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии с техническим паспортом, составленным ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, и действующим на момент принятия оспариваемого Перечня на 2021 год, в составе спорных помещений имелись:
- в помещении с кадастровым номером в„– <...> (пом. в„– <...>): <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- в помещении с кадастровым номером в„– <...> (пом. в„– <...>): <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- в помещении с кадастровым номером в„– <...> (пом. в„– <...>): <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- в помещении с кадастровым номером в„– <...> (пом. в„– <...>): <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- в помещении с кадастровым номером в„– <...> (пом. в„– <...>): <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м.
В соответствии с техническим паспортом, составленным ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, и действующим на момент принятия оспариваемого Перечня на 2022 год, в составе спорных помещений располагались помещения с аналогичными наименованиями и площадью.
Таким образом, согласно документам технического учета в составе спорных помещений на момент принятия Перечней на 2021 - 2022 года не имелось помещение, предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Обследование спорных помещений для определения виды фактического использования в спорные периоды времени уполномоченным органом не проводилось.
В ходе судебного разбирательства дела представитель управления имущественных отношений Брянской области указал на то, что спорные объекты включены в оспариваемые Перечни как нежилые помещения в составе здания торгового центра с кадастровым номером в„– <...>, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ по сведениям ЕГРН в составе здания значились помещения с наименованием "<...>", общая площадь которых составляла 54% от общей площади и здание более чем на 20% фактически использовалось по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обосновывая фактическое использование здания с кадастровым номером в„– <...> в спорные периоды в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, управление имущественных отношений Брянской области представило акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения в отношении здания с кадастровым номером в„– <...>, в составе которого расположены спорные помещения, от ДД.ММ.ГГГГ, составленный членами рабочей группы ФИО31, ФИО32, и акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный членами рабочей группы ФИО33 и ФИО34.
Так, согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией установлено, что на дату обследования площадь нежилых помещений, используемых под торговлю, составила <...> кв. м, что составляет 53,82% от общей площади здания.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО31 и ФИО32, являющиеся членами комиссии по обследованию здания с кадастровым номером в„– <...>, пояснили суду, что в ходе осмотра здания, произведенного в присутствии Т.Н.К. и Т.Д.Н., установлено, что оно состоит из двух зданий, которые соединены между собой переходом. В первом здании весь цокольный этаж площадью <...> кв. м занимал магазин "ФИО37". Первый этаж занимали торговые бутики, разделенные стеклянными перегородками. По первому этажу включена площадь <...> кв. м. На втором этаже располагался <...>. За вычетом складских помещений по второму этажу в площадь, соответствующую требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включена площадь в размере <...> кв. м. Замеры площадей помещений при осмотре здания не производились, сведения о площадях были взяты из технической документации. Расположение помещений соответствовало данным технического паспорта.
Согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией установлено, что на дату обследования <...> кв. м, или 53,26% от общей площади здания используется для размещения объектов торговли. Остальная площадь используется под <...>, <...>. По данным технического паспорта ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь здания <...> кв. м, в том числе под торговлю и общественное питание <...> кв. м (82,79%).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО33 и ФИО34, являющиеся членами комиссии по обследованию здания с кадастровым номером в„– <...>, пояснили суду, что в результате натурного обследования здания торгово-офисного центра было установлено, что его цокольный этаж площадью <...> кв. м полностью занят магазином "ФИО37". На первом этаже здания расположено множество бутиков, которые разделены стеклянными перегородками и занимали площадь <...> кв. м. Коридор, расположенный между бутиками, в указанную площадь включен не был. На втором этаже располагался магазин одежды, который занимал всю площадь второго этажа <...> кв. м. Также в торговую площадь по итогам осмотра включен магазин "ФИО42" площадью <...> кв. м, который располагался в другом здании через галерею. На оставшейся площади здания располагались <...>. При проведении обследования замеры площадей помещений не производились, сведения о площадях взяты из технического паспорта. Расположение и конфигурация помещений в здании соответствовали указанной технической документации.
Однако, учитывая представленную в материалы дела техническую документацию на здание с кадастровым номером в„– <...>, составленную позже ДД.ММ.ГГГГ (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ), а также произведенную реконструкцию здания, что установлено вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 9 сентября 2022 года по делу в„– 3а-829/2022, суд приходит к выводу, что осмотр здания с кадастровым номером в„– <...> для определения вида его фактического использования произведен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ членами рабочих групп ФИО31 ФИО32, ФИО33 и ФИО34 на основании неактуальных данных технической инвентаризации.
Поскольку при осмотре здания с кадастровым номером в„– <...> членами комиссий замеры площадей здания не производились, а учитывались данные технической инвентаризации, подготовленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ, которые на момент осмотров являлись недействительными, представленные в материалы дела акты обследования здания с кадастровым номером в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом в качестве допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих его фактическое использование в спорные периоды более чем на 20% для осуществления торговой деятельности.
Согласно представленному техническому паспорту на объект недвижимости - <...>, расположенный по адресу: <...>, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и действующему на момент принятия Перечня на 2021 год, в составе здания имелись следующие помещения:
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м; <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся<...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м<...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- помещение в„– <...>, в составе которого находятся: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м.
Согласно представленному техническому паспорту на объект недвижимости - <...>, расположенный по адресу: <...>, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и действующему на момент принятия Перечня на 2022 год, в его составе имелись следующие помещения:
- по цокольному этажу: <...> - <...> кв. м <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...>;
- по первому этажу<...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м<...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- по второму этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- по чердаку: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м.
Согласно представленному техническому паспорту на объект недвижимости - <...>, расположенный по адресу: <...>, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в его составе имелись следующие помещения:
- по первому этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м,
- по второму этажу: <...> - <...> кв. м<...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- по третьему этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых Перечней на 2021 - 2022 годы в составе здания с кадастровым номером в„– <...>, исходя из сведений технической документации, отсутствовали помещения площадью более 20% от общей площади здания, наименование которых предусматривало размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Однако, рассматривая критерий предназначения здания с кадастровым номером в„– <...> для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, суд приходит к следующему.
Как следует из сведений из ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером в„– <...>, на момент утверждения оспариваемых Перечней (27 ноября 2020 года, 26 ноября 2021 года) в его состав входили следующие помещения: в„– <...>.
Согласно ответу филиала Публично-правовая компания "Роскадастр" Брянский филиал от ДД.ММ.ГГГГ в„– <...>, по сведениям ЕГРН по состоянию на 27 ноября 2020 года и на 26 ноября 2021 года указанные объекты недвижимости имели следующие основные характеристики (назначение, наименование, площадь):
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м, статус - архивный, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м, статус - архивный, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м, статус - архивный, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение - <...>, наименование - <...>, площадь <...> кв. м;
- в„– <...> - назначение <...>, наименование - <...>, площадь - <...> кв. м.
Таким образом, на дату утверждения оспариваемых Перечней на 2021 - 2022 годы в состав здания с кадастровым номером в„– <...> входили помещения с наименованием "<...>", общая площадь которых составляет <...> кв. м (из расчета: <...> кв. м + <...> кв. м + <...> кв. м +<...> кв. м + <...> кв. м + <...> кв. м + <...> кв. м + <...> кв. м + <...> кв. м)., что составляет 54,5% от общей площади здания.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, на момент включения спорных помещений с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, они входили в состав здания, обладающего признаками торгового центра, поскольку здание имело в своем составе помещения, предназначенные для использования в качестве торговых объектов, площадью более 20%.
Довод представителя административного истца о том, что здание с кадастровым номером в„– <...> снято с регистрационного учета на основании решения Арбитражного суда Брянской области от 16 августа 2022 года по делу в„– А09-2400/2022 и в настоящее время спорные помещения входят в состав здания с кадастровым номером в„– <...>, в связи с чем его включение в Перечни как входящего в состав здания с кадастровым номером в„– <...> является незаконным, подлежит отклонению, поскольку здание с кадастровым номером в„– <...> снято с регистрационного учета уже после утверждения оспариваемых Перечней.
Поскольку спорные помещения отвечают одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, их фактическое использование для включения в оспариваемые Перечни правового значения не имеет.
Ссылка представителя административного истца на решение Брянского областного суда от 2 декабря 2021 года в„– 3а-513/2021, которым административные исковые требования Т.Д.Н. об оспаривании пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 - 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включающих спорные объекты недвижимости, удовлетворены, также является несостоятельной, поскольку указанный судебный акт принят по иным предметам и основаниям, и не содержат выводов о предназначении здания с кадастровым номером в„– <...> для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на спорные периоды.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...>, в„– <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Т.Д.Н.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Т.Д.Н. о признании не действующими:
- с 1 января 2021 года пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225):
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...> расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- с 1 января 2022 года пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227):
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...> расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>;
- пункта в„– <...>, включающего <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер в„– <...>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, расположенное по адресу: <...>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 5 апреля 2023 года.

Председательствующий
Е.М.БУРЛИНА


------------------------------------------------------------------