Типы документов



Решение Брянского областного суда от 22.02.2023 по делу N 3а-306/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующими пунктов N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-306/2023

УИД 32OS0000-01-2022-001051-50

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием
прокурора Доржиева Ш.Д.,
представителя административного истца А.Е.Е., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.А.Ю. о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 95),

установил:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 8 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 95 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 95 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 февраля 2023 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 30 января 2023 года Nв„– 95, 96, 97), включено принадлежащее административному истцу на праве собственности помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2023 год - пункт в„– <...>).
Административный истец А.А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Указывает, что данное помещение приобретено на аукционе. На момент приобретения спорный объект недвижимости продолжительное время не использовался, был отключен от коммуникаций (электричества, водоснабжения, отопления), его внешний вид представлял собой заброшенное здание, а внутреннее состояние требовало капитального ремонта. Согласно данным ЕГРН спорный объект недвижимости имеет наименование: нежилое помещение, назначение: <...>. С момент приобретения объекта недвижимости и до настоящего времени в нем не осуществляется деятельность торгового и (или) административно-делового назначения, не размещены офисные помещения, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Эксплуатация объекта в существующем виде невозможна, так как он не соответствует действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, нормативным документам по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам. Полагает, что при решении вопроса о включении спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни уполномоченный орган в соответствии с требованиями постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п должен был провести соответствующие мероприятия для определения вида его фактического использования.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, с последующими изменениями в редакции приказа от 30 января 2023 года в„– 97 или на день принятия решения по административному иску в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, наименование: <...>, назначение: <...>, площадь <...> кв. м, этаж в„– <...>, расположенного по адресу: <...>; признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, с последующими изменениями в редакции приказа от 30 января 2023 года в„– 96 или на день принятия решения по административному иску в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, наименование: <...>, назначение: <...>, площадь <...> кв. м, этаж в„– <...>, расположенного по адресу: <...>; признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, с последующими изменениями в редакции приказа от 30 января 2023 года в„– 95 или на день принятия решения по административному иску в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, наименование: <...>, назначение: <...>, площадь <...> кв. м, этаж в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца А.Е.Е. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что спорный объект находится в составе здания <...> с кадастровым номером в„– <...>. Основанием для включения помещения с кадастровым номером в„– <...> в оспариваемые Перечни послужило его предназначение исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета. Однако при определении предназначения спорного объекта требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган руководствовался экспликацией к поэтажному плану с записью от <...>, которая является частью технического паспорта на здание <...> от <...>. Применение (соотнесение) документа технического учета одного объекта к другому самостоятельному объекту недвижимости недопустимо и является незаконным. Кроме того, спорное помещение поставлено на кадастровый учет только в <...>. Управление имущественных отношений не предоставило доказательств соответствия технического паспорта здания <...>, датированного <...>, нежилому помещению административного истца. При покупке спорного помещения техническая документация на него прежним собственником не передавалась, что предполагает ее отсутствие, вследствие чего А.А.Ю. заказал изготовление технического паспорта. Здание <...> имеет актуальный статус состояния на кадастровом учете, тем не менее собственник его неизвестен. Сведения относительно координат границ здания <...> отсутствуют, что не позволяет с точностью определить, где оно точно находится. Это свидетельствует о наличии правовых несоответствий по зданию <...>, которые ставят под сомнение актуального его фактического существования как объекта недвижимости, а значит и актуальность технического паспорта <...>, который составлен в <...>. Документов, послуживших основанием для включения объекта в оспариваемые Перечни, помимо Акта обследования от <...>, административным ответчиком представлено не было. Кроме того, Перечень на 2021 год утвержден приказом Управления имущественных отношений Брянской области в„– 1723 от 27 декабря 2020 года, а Акт обследования составлен в <...>. Помещение административного истца не отвечает признакам торгового объекта, поскольку не оснащено оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов. Также сослалась на письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов России от <...> в„– <...>, в котором дано разъяснение, что при возникновении противоречий в сведениях об объектах недвижимого имущества, являющихся основанием для включения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения целесообразно определение вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещений. Если в ходе обследования фактического использования здания установлено, что объект не используется и имеет признаки аварийного состояния, то в отношении указанного здания положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются.
В судебном заседании представитель административного ответчика управления имущественных отношений С.О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в качестве торгового объекта в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению, поскольку согласно техническому паспорту ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от <...> в составе спорного помещения имеются части с наименованием "<...>" площадью <...> кв. м, что составляет 37,02% от общей площади помещения. Кроме того, спорное помещение подлежало включению с оспариваемые Перечни по подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как входящее в состав здания, обладающего признаками торгового центра.
Административный истец А.А.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направил.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца А.Е.Е., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., заключение прокурора Доржиева Ш.Д., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66, Управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года Nв„– 95, 96, 97 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: в„– <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен в Перечень на 2021 года под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2023 год под пунктом в„– <...>.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, от 26 ноября 2021 года в„– 1825, от 22 ноября 2022 года в„– 1743.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> входит в состав объекта недвижимости: здания, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>.
Здание <...> и спорное помещение с кадастровым номером в„– <...> расположены на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения оспариваемых Перечней, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В данном Классификаторе определены, в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков как: "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3); "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (код 4.1); "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (код 4.2); "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м (код 4.4); "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (код 4.6).
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, содержащим аналогичные виды разрешенного использования земельных участков.
До вступления в силу классификатора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здание <...> с кадастровым номером в„– <...> и спорный объект с кадастровым номером в„– <...>, нельзя сделать однозначный вывод о том, что названный вид предусматривает размещение на этом земельном участке офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а, следовательно, что спорное помещение располагается в здании, которое отвечает признакам административно-делового или торгового центра по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Рассматривая основания включения спорного помещения в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, а также его фактического использования, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).
Согласно сведениям ЕГРН спорный объект недвижимости имеет назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение.
В соответствии с учетно-технической документацией здания с кадастровым номером в„– <...> - техническим паспортом на здание <...>, подготовленным по состоянию на <...>, с изменениями по состоянию на <...>, в составе здания имеются следующие помещения: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что техническая документация отдельно на спорное помещение с кадастровым номером в„– <...> до <...> не изготавливалась.
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Брянской области от <...> в„– <...>, в рамках внесения изменений о ранее учтенных объектах капитального строительства, права на которые зарегистрированы и не прекращены, <...> нежилому помещению площадью <...> кв. м, расположенному по адресу: <адрес>, с условным номером в„– <...> был присвоен кадастровый номер в„– <...>. В качестве основания указана выписка из технического паспорта на нежилое помещение (<...>) от <...> в„– <...>, выданная МРО в„– 2 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация".
Согласно выписке из технического паспорта на нежилое помещение (<...>) от <...> в„– <...>, выданной МРО в„– 2 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", содержащейся в материалах инвентарного дела <...>, она подготовлена на основании результатов технической инвентаризации от <...>.
Учитывая, что спорное помещение с кадастровым номером в„– <...> входит в состав здания с кадастровым номером в„– <...>, имеет идентичную с ним площадь, поставлено на кадастровый учет на основании сведений технической инвентаризации здания <...> по состоянию на <...>, суд приходит к выводу, что экспликация, содержащаяся в техническом паспорте здания <...>, подготовленном по состоянию на <...>, с изменениями от <...>, подлежит применению и в отношении спорного объекта недвижимости.
С учетом изложенного доводы стороны административного истца о том, что в отношении спорного объекта недопустимо применять документы технического учета здания <...>, которые к тому же подготовлены задолго до постановки его на кадастровый учет, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Таким образом, согласно документам технического учета на момент принятия оспариваемых Перечней более 20% площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> (<...> кв. м, что составляет 37,02% от общей площади помещения) было предназначено для использования в целях размещения торговых объектов.
Кроме того, учитывая установленные по делу обстоятельства, здание с кадастровым номером в„– <...> на момент принятия оспариваемых Перечней также имело в своем составе помещения, предусматривающие размещение торговых объектов, площадью более 20% от общей площади здания (<...> кв. м, что составляет 37,02% от общей площади здания).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент включения спорного помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, более 20% его площади было предназначено для использования в целях размещения торговых объектов и оно входило в состав здания, обладающего признаками торгового центра, поскольку имело в своем составе помещения, предусматривающие размещение торговых объектов, площадью более 20% от общей площади здания.
Ссылка представителя административного истца на то, что сведения, содержащиеся в техническом паспорте здания мелкооптового магазина, подготовленном по состоянию на <...>, являются неактуальными, подлежит отклонению, поскольку действующее законодательство не определяет сроки действия технических паспортов. При этом каких-либо сведений об изменении технических характеристик и параметров здания, несоответствия данных технического паспорта фактическим данным на момент принятия оспариваемых Перечней, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Как следует из материалов дела, основанием для включения нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в оспариваемые Перечни послужили акты проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от <...>, от <...>, от <...>, что опровергает доводы стороны административного истца о непредставлении управлением имущественных отношений Брянской области документов, послуживших основанием для включения спорного помещения в Перечни.
Поскольку спорное помещение отвечает одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, его фактическое использование для включения в оспариваемый Перечень правового значения не имеет.
Ссылка представителя административного истца на письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов России от <...> в„– <...>, в котором дано разъяснение, что при возникновении противоречий в сведениях об объектах недвижимого имущества, являющихся основанием для включения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения целесообразно определение вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещений, а если в ходе обследования фактического использования здания установлено, что объект не используется и имеет признаки аварийного состояния, то в отношении указанного здания положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются, является несостоятельной, поскольку доказательств того, что здание, в котором расположено спорное помещение, признано аварийным, стороной административного истца представлено не было.
Кроме того, указанное письмо не является нормативным правовым актом, имеет информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов в значении, отличающемся от изложенных в нем разъяснений.
Иные доводы стороны административного истца правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска А.А.Ю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления А.А.Ю. о признании не действующим с 1 января 2021 года пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97); признании не действующим с 1 января 2022 года пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96); признании не действующим с 1 января 2023 года пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 95), в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, наименование: <...>, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2023 года.

председательствующий
Е.М.БУРЛИНА


------------------------------------------------------------------