Типы документов



Решение Брянского областного суда от 21.02.2023 по делу N 3а-230/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-230/2023

УИД 32OS0000-01-2022-000956-44

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием
прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца Г.Т.К., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.К.Г. о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96),

установил:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 8 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 февраля 2023 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказов от 30 января 2023 года Nв„– 96, 97), включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости: здание, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2021 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2022 год - пункт в„– <...>).
Административный истец Г.К.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Согласно сведениям ЕГРН и технической документации объект недвижимости имеет назначение: нежилое, наименование: склад. Площадь помещений, используемых для размещения офисов, составляет менее 20% от общей площади здания. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97) "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него нежилого здания, наименование: <...>, кадастровый номер в„– <...>, расположенного по адресу: <...>; признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96) "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него нежилого здания, наименование: <...>, кадастровый номер в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца Г.Т.К. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что в 2021, 2022 годах под офисы фактически использовалось <...> кв. м площади здания, что составляет менее 20% от его общей площади. Так, помещение в„– <...> площадью <...> кв. м сдавалось ФИО13, помещение в„– <...> площадью <...> кв. м ФИО14, в помещении в„– <...> площадью <...> кв. м располагался бухгалтер административного истца и помещение в„– <...> площадью <...> кв. м занимал сам административный истец. В помещении административного истца отсутствует оргтехника, в нем располагается система видеонаблюдения. ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ переехало по другому адресу. ФИО16 помещения в аренду в спорном здании не снимало, так как между Обществом и административным истцом был заключен договор аренды помещения, расположенного по адресу: <...>. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 прекратило свою деятельность.
Представитель административного ответчика С.О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечень с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве административно-делового центра по фактическому использованию. Факт использования спорного объекта для размещения офисов подтверждается актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь здания, используемая собственником для размещения офисов, составляет <...> кв. м, или 27,94% от общей площади здания.
Административный истец Г.К.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направил.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца Г.Т.К., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года Nв„– 96, 97 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, Г.К.Г. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
На момент рассмотрения административного иска спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни в действующей редакции под пунктами: в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...>).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 и от 26 ноября 2021 года в„– 1825.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Как следует из материалов дела и возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на 2021 - 2022 года в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве административно-делового центра по фактическому использованию.
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Между тем таких доказательств административным ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не представлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное здание с кадастровым номером в„– <...> расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации складов.
Указанный земельный участок находится у административного истца на праве собственности со ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения оспариваемых Перечней, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В данном Классификаторе определены, в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков как: "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3); "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (код 4.1); "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (код 4.2); "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м (код 4.4); "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (код 4.6).
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, содержащим аналогичные виды разрешенного использования земельных участков.
До вступления в силу классификатора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Таким образом, на момент включения спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, он располагался на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривал размещение на нем офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Суд также не находит оснований для включения спорного здания в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится и в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Из изложенного следует, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности.
Как установлено судом, спорное здание является самостоятельным объектом недвижимого имущества.
Согласно выписке из ЕГРН здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, имеет назначение: <...>, наименование: <...>.
В соответствии с учетно-технической документацией спорного здания с кадастровым номером в„– <...> - техническим паспортом здания (строения), подготовленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, действующим на момент принятия оспариваемых Перечней, спорный объект недвижимости имел назначение: складское, административное. В его составе имелись следующие помещения:
- по 1 этажу: <...> - <...> кв. м;
- по 2 этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исходя из правоустанавливающих документов и документов технического учета (инвентаризации) спорное здание также не подлежало включению в оспариваемые Перечни исходя из назначения, разрешенного использования или наименования расположенных в нем помещений.
Приведенные выше наименования помещений "кабинет" не является достаточным основанием для вывода о том, что указанные помещения являются офисными помещениями, а здание используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку назначение помещений как "кабинет" не тождественно назначению "офис", исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем площадь помещений, имеющих назначение "кабинет", не имеет правового значения и не может являться условием включения спорного здания, в составе которого они находятся, в оспариваемые Перечни без установления их фактического использования в качестве офисов.
Обосновывая законность включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год, управление имущественных отношений Брянской области представило акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный членами рабочей группой ФИО18 и ФИО19, согласно которому комиссией установлено, что на дату обследования <...> кв. м (27,94%) площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> использовалось в качестве офисов.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО18 и ФИО19, являющиеся членами комиссии по обследованию здания, пояснили суду, что в результате проведенного осмотра было установлено, что первый этаж здания не используется. На втором этаже помещения под в„– <...> согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения) занимало ФИО15. Помещение в„– <...> использовалось как <...>, в помещении в„– <...> располагался собственник. В указанных помещениях стояла оргтехника, принтеры, компьютеры, офисная мебель. Со слов представителя собственника, присутствующего при осмотре, помещение в„– <...> сдавалось в аренду ФИО16, однако доступ в него предоставлен не был. Также не был предоставлен доступ в помещение в„– <...>, которое, как пояснил представитель, использовалось собственником в качестве жилого. Остальные помещения либо не использовались, либо использовались как подсобные. Контрольные замеры производились, и они соответствовали технической документации.
Факт расположения ФИО15 на момент обследования спорного здания в помещениях в„– <...> согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения) стороной административного истца не оспаривался и подтверждается договором аренды нежилого помещения в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ, который в дальнейшем был пролонгирован сторонами.
Данные обстоятельства также подтверждаются фотографиями, произведенными членами комиссии в ходе осмотра здания и приложенными к акту обследования, на которых изображены помещения, занимаемые ФИО15, офисная мебель, компьютеры, оргтехника, вывески и посетители.
Однако стороной административного истца в материалы дела представлено письмо ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Общество уведомило Г.К.Г. о расторжении договора аренды помещения в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ (т. в„– <...>, л.д. в„– <...>).
Факт смены ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ адреса нахождения также подтверждается скриншотом с официального сайта Общества <...>, на котором размещена информация о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 находится по новому адресу: <...> (т. в„– <...>, л.д. в„– <...>).
Как следует из листа записи ЕГРЮЛ в отношении ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ на указанную дату адресом нахождения Общества являлся: <...> (т. в„– <...>, л.д. в„– <...>).
Как указывалось ранее, свидетели ФИО18 и ФИО19 пояснили, что осмотр помещения в„– <...>, в котором располагалось ФИО16, произведен не был, то есть использовалось ли фактически данное помещение в качестве офиса членами комиссии, установлено не было.
Представителем административного истца в материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП Г.К.Г. и ФИО16, по условиям которого Обществу передано в аренду нежилое помещение площадью <...> кв. м, расположенное по адресу? <...> (т. в„– <...>, л.д. в„– <...>).
Наличие на двери помещения вывести ФИО16 не свидетельствует о его фактическом использовании.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства дела представитель административного истца пояснил, что изначально ФИО16 планировало снять в аренду помещение в спорном здании, разместило табличку, однако в последующем договор был заключен в отношении другого объекта, но табличка так и осталась.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (т. в„– <...>, л.д. в„– <...>).
Кроме того, исходя из представленных в материалы дела выписок по расчетному счету Г.К.Г., открытому в ФИО37, поступления денежных средств от ФИО15 прекратилось с ДД.ММ.ГГГГ, от ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Г.К.Г. является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, что соответствует коду ОКВЭД 68.20 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Госстандарта России от 31 января 2014 года в„– 14-ст.
Данный вид деятельности включает в себя: сдачу в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества: многоквартирных зданий и других жилых домов, квартир, нежилых зданий и помещений, включая выставочные залы и складские помещения, земельных участков; предоставление в аренду домов, мебелированных и немеблированных квартир или многоквартирных помещений, предназначенных для долговременного проживания, обычно на ежемесячной или ежегодной основе; строительство зданий для собственного пользования; эксплуатацию стоянок для передвижных домов.
В материалах дела имеются сведения о том, что по адресу: <...>, также располагаются здания с кадастровыми номерами в„– <...> (строение в„– <...>) и в„– <...> (строение в„– <...>), собственником которых является административный истец (выписки из ЕГРН в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно представленным управлением имущественных отношений Брянской области в материалы дела актам проведения мероприятий для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами в„– <...> и в„– <...> указанные здания сдаются в аренду под склады.
Данный факт в ходе судебного разбирательства дела представитель административного истца также подтвердил.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что занимаемые административным истцом помещения в„– <...> площадью <...> кв. м используются им в целях осуществления самостоятельной коммерческой деятельности и отвечают признакам офисных.
Довод представителя административного истца о том, что помещение в„– <...>, которое занимает административный истец, не используется им в коммерческих целях, поскольку в нем отсутствует оргтехника, а расположены видеомониторы системы наблюдения, является несостоятельным, допустимыми и достоверными доказательствами в ходе судебного разбирательства дела не подтвержден. Представленные фотографии также не могут служить доказательством подтверждения данного довода, поскольку, как пояснил представитель административного истца в ходе судебного разбирательства дела, они сделаны ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент составления акта проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного здания ДД.ММ.ГГГГ площадь помещений, входящих в его состав и используемых в качестве офисных, составляла <...> кв. м, или 24% от общей площади всего здания (помещения в„– <...>).
Однако на момент принятия оспариваемого Перечня на 2021 год площадь помещений, входящих в состав спорного здания и используемых в качестве офисных, в связи с переездом ФИО15 составляла <...> кв. м, или 7% от его общей площади (помещения в„– <...>), в связи с чем представленный в материалы дела акт обследования спорного объекта недвижимости не может быть приняты судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, подтверждающего использование более 20% площади здания на момент принятия Перечня на 2021 год в целях делового, административного или коммерческого назначения. Здание с кадастровым номером в„– <...> не отвечало критериям объектов недвижимости, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Обследование здания с кадастровым номером в„– <...> на предмет его фактического использования для включения в Перечень на 2022 год не производилось. Спорный объект недвижимости был включен в Перечень на 2022 год с учетом включения в предыдущий налоговый период.
Как установлено ранее, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 помещения в аренду в спорном здании не снимало.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Г.К.Г. и ФИО14 заключен договор аренды помещения в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО14 передано в аренду помещение, расположенное в здании с кадастровым номером в„– <...>, площадью <...> кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Г.К.Г. и ФИО13 заключен договор аренды помещения в„– <...>, по которому ФИО13 для использования в качестве склада передано в аренду помещение, кадастровый номер в„– <...>, общей площадью <...> кв. м, для использования в качестве офиса помещение, кадастровый номер в„– <...>, общей площадью <...> кв. м.
В ходе судебного разбирательства дела представитель административного истца пояснил, что по данному договору помещение площадью <...> кв. м арендовано ФИО13 в здании с кадастровым номером в„– <...>.
Данные договоры действуют до настоящего времени.
Таким образом, на момент принятия Перечня на 2022 год площадь помещений, используемых для размещения офисов, составляла <...> кв. м <...> кв. м (помещения в„– <...>, занимаемые собственником) + <...> кв. м (помещение, занимаемое ФИО14) + <...> кв. м (помещение, занимаемое ФИО13), что составляет 18,3% от общей площади здания.
Иных доказательств, подтверждающих использование принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в качестве торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Г.К.Г.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2021 год и 2022 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Г.К.Г., удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97), в части включения в него объекта недвижимости: здания, наименование: <...>, назначение: <...>, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 96), в части включения в него объекта недвижимости: здания, наименование: <...>, назначение: <...>, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2023 года.

Председательствующий
Е.М.БУРЛИНА


------------------------------------------------------------------