Типы документов



Решение Брянского областного суда от 17.02.2023 по делу N 3а-142/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29.11.2018 N 1512 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-142/2023

УИД 32OS0000-01-2022-000796-39

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора С.А.Т.,
представителя административного истца адвоката К.Е.В., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Н.Н. о признании частично не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98,

установил:

М.Н.Н. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими:
- с 1 января 2019 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года в„– 1304);
- с 1 января 2020 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года в„– 914);
- с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года в„– 916);
- с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года в„– 917), в части включения в Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>. Вышеперечисленными приказами Управления имущественных отношений Брянской области принадлежащее истцу здание включено в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019, 2020, 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
По мнению административного истца, спорный объект не соответствует требованиям, установленным ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежит включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Определением Брянского областного суда от 22 ноября 2022 года прекращено производство по административному делу в части административных исковых требований М.Н.Н. о признании частично не действующими Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524, от 27 ноября 2020 года в„– 1723, от 26 ноября 2021 года в„– 1825, в части включения в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, в связи с исключением административным ответчиком названного объекта из Перечней на 2020, 2021, 2022 годы.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец М.Н.Н. просит суд признать не действующим с 1 января 2019 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Управления имущественных отношений Брянской области в„– 1512 от 29 ноября 2018 года, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98, в части включения в Перечень объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, площадью 179,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>
В судебное заседание административный истец М.Н.Н. не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца К.Е.В. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования, суду пояснила, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Нежилое здание предоставлено в аренду ООО "Асфальт Мастер", основным видом деятельности которого является производство асфальта. Территория земельного участка, на котором расположено спорное здание с иными объектами капитального строительства, предназначена и фактически используется ООО "Асфальт Мастер" для размещения управленческих и иных служб общества. Доступ на территорию предприятия посторонних лиц запрещен, территория огорожена, действует пропускной режим.
Представитель административного ответчика С.О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, указав, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, процедура опубликования правового акта соблюдена. Спорный объект включен в Перечень на 2019 год в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому использованию, поскольку актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования объекта от 15.10.2018 установлено, что более 20% площади спорного объекта используется для размещения офисов.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 7 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.
В Перечень на 2019 год включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером в„– <...>, площадью 179,6 кв. м, расположенный по адресу: <...> (пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2019 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года в„– 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Навлинского поселкового Совета народных депутатов Брянской области от 28 октября 2015 года в„– 3-77 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории Навлинского городского поселения Навлинского района Брянской области налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующий в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2017 года), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания включения спорного нежилого здания в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, объектов делового, административного или коммерческого назначения;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, объектов делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения названных объектов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, начиная с 5 октября 2016 года, административный истец М.Н.Н., является собственником нежилого здания, с кадастровым номером в„– <...>, площадью 179,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, площадью 30669 кв. м, относящегося к категориям земель населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования: "для производственных целей", дата постановки на кадастровый учет - 26 марта 2015 года.
Право собственности административного истца М.Н.Н. на указанный земельный участок зарегистрировано 5 октября 2016 года.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечня на 2019 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Как следует из ответа на судебный запрос филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области от 21 ноября 2022 года в„– 8652 по состоянию на 29 ноября 2018 года (дата утверждения Перечня на 2019 год) земельный участок с кадастровым номером в„– <...> имел вид разрешенного использования "для производственных целей".
Такой вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, - "для производственных целей" - не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, а также Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка - "для производственных целей", суд приходит к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого акта земельный участок, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, расположенное на указанном земельном участке спорное здание с кадастровым номером в„– <...> не подлежало включению в Перечень на 2019 год по виду разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, спорный объект с кадастровым номером в„– <...> мог быть включен в Перечень на 2019 год в случае предназначения нежилого здания для использования или его фактического использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорное здание с кадастровым номером в„– <...>, площадью 179,6 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - "Бытовые помещения".
В соответствии с техническим паспортом на спорный объект недвижимости, изготовленным межрайонным отделением в„– 1 ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 18 декабря 2003 года, в составе спорного нежилого здания имеются помещения с наименованием "тамбур", "коридор", "кабинет".
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) не следует вывод о предназначении объекта для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения.
При этом само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения, следовательно, площадь всех помещений, имеющих наименование "кабинет", в данном случае не имеет правового значения без установления фактического использования объекта.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании С.О.В. следует, что спорное здание включено в Перечень на 2019 год в соответствии с актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования здания от 15 октября 2018 года, которым установлено, что в спорном нежилом здании с кадастровым номером в„– <...> для размещения офисов используется 48,1 кв. м, что составляет 26,8% от общей площади объекта.
Между тем, объективных доказательств, бесспорно подтверждающих сведения, отраженные в акте проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного здания от 15 октября 2018 года, суду не представлено.
К указанному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится и в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в оспариваемый Перечень.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года в„– 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - акт) по форме согласно приложению в„– 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.
Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Специалист ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО11, допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании 25 ноября 2022 года, суду пояснил, что 15 октября 2018 года он производил натурное обследование нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>. Сотрудники ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО12, подписавшие акт проведения мероприятия по определению вида фактического использования указанного объекта от 15 октября 2018 года, фактически спорное здание не обследовали, на место не выезжали. В ходе обследования к площади, используемой в качестве офисов, им (свидетелем) отнесены кабинет, площадью 25,2 кв. м; кабинет, площадью 7,2 кв. м; кабинет, площадью 15,7 кв. м, в связи с нахождением в указанных кабинетах офисной мебели и техники. Остальные помещения в спорном здании были пустыми. На момент обследования в здании никого из сотрудников либо посетителей не находилось, какая именно организация осуществляет деятельность в спорном здании в ходе обследования не устанавливалось.
Между тем, фототаблица, включенная в акт обследования от 15 октября 2018 года, содержит фотоснимки, на которых отображен фасад здания без каких-либо характерных признаков использования здания для тех или иных целей (отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании офисов) (фото на л.д. 67 Т. 1).
Имеющиеся в акте фотографии пустующих помещений, коридоров не содержат привязки к конкретным помещениям, на них не запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к офисным (кабинеты сотрудников, оснащенные оргтехникой, места для приема посетителей), отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (фото на л.д. 68, 69 Т. 1).
При этом, отражение на представленной свидетелем ФИО13 в судебном заседании фотографии (л.д. 54 Т. 2) состояния помещения в виде "офисного" (наличие мебели, оргтехники), в отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих выводы об офисном характере помещений, также не свидетельствует о наличии безусловных оснований для включения здания в Перечень.
Так, допрошенная в судебном заседании 17 февраля 2023 года в качестве свидетеля ФИО14 суду пояснила, что работает в должности главного бухгалтера в ООО "Асфальт Мастер" с 9 октября 2019 года. Нежилое здание площадью 179,6 кв. м, расположенное по адресу: <...>, используется ООО "Асфальт Мастер" для размещения своих работников, в здании находятся кабинеты директора, главного бухгалтера, инженерно-технического отдела, комната отдыха. Основным видом деятельности ООО "Асфальт Мастер" является производство асфальта. На территории земельного участка по адресу: <...> расположен производственный комплекс, эксплуатируемый обществом исключительно в производственной деятельности по изготовлению асфальта. Вход на территорию предприятия осуществляется через контрольно-пропускной пункт, действует охранный режим.
Показания свидетеля ФИО15 суд признает надлежащим доказательством по делу, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с иными обстоятельствами, установленными судом.
Так, судом установлено, что на основании договора аренды, заключенного 1 ноября 2018 года между ИП М.Н.Н. (арендодатель) и ООО "Асфальт Мастер" (арендатор), последнему передано в аренду недвижимое имущество, в том числе, земельный участок с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...>, с расположенными на земельном участке объектами недвижимости: нежилое здание мехмастерская, с кадастровым номером в„– <...>, площадью 835, кв. м; нежилое здание бытовые помещения с кадастровым номером в„– <...>, площадью 179,6 кв. м; нежилое здание котельная с кадастровым номером в„– <...>, площадью 306,3 кв. м (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости переданы в аренду ООО "Асфальт Мастер" для использования под размещение асфальтового завода, оборудования, машин и механизмов, используемых при производстве, транспортировке и укладке асфальта, а также для производства ремонтных и регламентных работ, связанных с эксплуатацией завода.
Срок аренды установлен с 1 декабря 2018 года по 31 октября 2019 года (пункт 2.1 договора).
Впоследствии между ИП М.Н.Н. (арендодатель) и ООО "Асфальт Мастер" (арендатор) заключены договоры аренды недвижимого имущества с аналогичными условиями сроком действия на 2020, 2021, 2022 годы.
Как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...>, помимо спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположены другие здания и сооружения производственного назначения, принадлежащие М.Н.Н.: нежилое здание с наименованием "теплая стоянка", площадью 497,9 кв. м; нежилое здание с наименованием "мехмастерская", площадью 835,2 кв. м; нежилое здание с наименованием "насосная станция", площадью 18 кв. м; гидротехническое сооружение с наименованием "водонапорная башня"; нежилое здание с наименованием "котельная", площадью 306,3 кв. м; нежилое здание с наименованием "трансформаторная подстанция", площадью 42,7 кв. м.
Территория предприятия ограждена с организацией круглосуточного пропускного режима на территорию, что подтверждается приказами генерального директора ООО "Асфальт Мастер" от 12 января 2018 года в„– 3-к, от 1 января 2019 года в„– 1-к.
Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что спорное нежилое здание с наименованием "бытовые помещения" и расположенные в нем помещения не имеют самостоятельного офисного назначения, поскольку объект входит в заводской комплекс, составляет инфраструктуру производственного комплекса. В спорном здании располагаются кабинеты работников предприятия, здание расположено внутри охраняемой производственной территории, доступ на которую ограничен пропускным режимом.
Отнесение к общей площади "офисных" помещений кабинетов сотрудников и иных вспомогательных технических и иных производственных помещений, в том числе кабинетов сотрудников административно-управленческого аппарата, бухгалтерии, инженерно-технического отдела и т.д., обеспечивающих функционирование всего производственного комплекса, не может квалифицировать объект как используемый в целях офисного, делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, представленные фотоматериалы к акту обследования от 15 октября 2018 года не подтверждают наличие оснований для включения здания в оспариваемый Перечень, поскольку к "офисным" отнесены помещения кабинетов, помещений сотрудников предприятия, подразделений предприятия, которые обеспечивают функционирование всего производственного комплекса, функционально неотделимы, входят в состав производства в качестве объектов вспомогательного назначения; указанные помещения не представляют собой какого-либо офисного помещения, в котором возможно осуществление самостоятельной деятельности административного, делового или коммерческого назначения.
Между тем, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в особом порядке.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование помещения или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности организации и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
В данном случае судом установлено, что спорное здание входит в производственный комплекс предприятия, функционально неотделимо от него, то есть не является объектом коммерческого назначения, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.
С учетом установленных по делу обстоятельств, показаний допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу, что акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого здания от 15 октября 2018 года не является надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим обоснованность включения объекта с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2019 год.
Кроме того, суд отмечает, что в нарушение пункта 5.1 Методики акт не подписан ФИО16, производившим фактическое обследование объекта, в то время как содержит подписи лиц, не осуществлявших осмотр объекта.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в оспариваемый Перечень, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 13 декабря 2016 года в„– 28-П, от 10 марта 2017 года в„– 6-П, от 11 февраля 2019 года в„– 9-П).
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления М.Н.Н.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими с 1 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление М.Н.Н. - удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2019 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98), в части включения в Перечень объекта недвижимости: нежилого здания, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 7 марта 2023 года.


------------------------------------------------------------------