По датам
Полезное
Выборки
Решение Брянского областного суда от 11.12.2023 по делу N 3а-523/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2021 N 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" >
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2023 г. по делу в„– 3а-523/2023
УИД 32OS0000-01-2023-000310-58
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкобеневой Г.В.,
при секретаре Н.А.О.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А., административного истца М.В.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.В.А. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022, 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, от 22 ноября 2022 года в„– 1743,
установил:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1849, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 ноября 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1851, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 ноября 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В Перечни на 2022, 2023 год включено нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу <...>.
М.В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни объекта с кадастровым номером в„– <...>, ссылаясь на то, что он является собственником спорного нежилого помещения, обязан оплачивать налоги, однако нежилое помещение не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнения административных исковых требований административный истец М.В.А. просит:
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1849), в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>;
- признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1851), в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: 241037, <...>.
В судебном заседании административный истец М.В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что оснований для включения спорного объекта в Перечни по результатам камерального обследования не имелось, поскольку объект недвижимости не соответствует критериям, предусмотренным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое помещение по адресу <...> с 22 февраля 2022 года по настоящее время используется для ведения деятельности спортивного клуба "Детский центр гимнастики", а с октября 2021 по 22 февраля 2022 года в коммерческой деятельности данное нежилое помещение не использовалось ввиду отсутствия арендаторов.
Представитель административного ответчика С.О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и опубликования правовых актов. Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, подлежало включению в Перечни по фактическому использованию. Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения по состоянию на 16 октября 2020 г. установлено, что нежилое помещение используется в качестве торгового объекта на 100%: для размещения магазина низких цен "Универмаг для всей семьи". При включении спорного помещения в Перечни на 2022 и 2023 год учитывалось включение объекта в Перечень в предыдущий налоговый период согласно сведениям от органов местного самоуправления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Судом установлено, что приказом управления Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1849, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 ноября 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1851, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 ноября 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022, 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости: нежилое помещение, кадастровый в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, площадью 134,7 кв. м.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в оспариваемые Перечни (далее Порядок).
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как установлено судом, М.В.А. является собственником спорного объекта недвижимости на основании договора дарения 17 июня 2019 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в цокольном этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером в„– <...>.
Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для строительства 10-этажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения оспариваемого Перечня, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В данном Классификаторе определены, в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков как: "предпринимательство": размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10 (4.0); "магазины": размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м (4.4) и т.д.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, а до его вступления в силу в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Согласно учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации спорный объект недвижимости находиться в 10-ти этажном жилом доме со встроенно-пристроенными торгово-офисными помещениями, расположенном на земельном участке с кадастровыми номерами в„– <...>, в„– <...>. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для строительства 10-этажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, что не подтверждает факт размещения на указанном земельном участке объектов (зданий), в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен 10-ти этажный жилой дом, в составе которого имеется нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> нельзя сделать однозначный вывод о том, что названный вид предусматривает размещение на этом земельном участке офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, возможность включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни должна выясняться исходя из назначения, наименования или фактического использования данных объектов недвижимости для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое помещение".
Нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в цокольном этаже в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером в„– <...>. Согласно договору долевого участия в долевом строительстве 10-ти этажного жилого дома по <...> от 22 июля 2010 г. предметом договора является спорное нежилое помещение площадью 134,7 кв. м.
Согласно договору дарения от 17 июня 2019 года предметом договора является "нежилое помещение", расположенное по адресу: <...>
Таким образом, назначение и наименование спорного объекта недвижимости также не предусматривает безусловное основание для включения в Перечень.
Основанием для включения в Перечень на 2022 и Перечень на 2023 год объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> являлось включение его в предыдущие налоговые периоды, в соответствии с вышеуказанным Порядком, т.е. без проведения фактического обследования зданий.
Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании камерального обследования, без обязательного обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального обследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...> имеет назначение "нежилое помещение" наименование "нежилое помещение", общей площадью 134,7 кв. м.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что включение нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2022 и 2023 г. учитывалось включение объекта в Перечень в предыдущий налоговый период согласно сведениям от органов местного самоуправления.
Согласно письму Брянской городской администрации в„– 6/29-6413 от 25 августа 2021 года в адрес управления имущественных отношений Брянской области направлен список объектов недвижимости, соответствующих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не были включены в Перечень 2021 года, рекомендуемые органам местного самоуправления для включения в Перечень 2022 года и список объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в том числе объект с кадастровым номером в„– <...>.
Как установлено судом, актом от 16 октября 2020 года проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, определено фактическое использование объекта недвижимости для размещения магазина низких цен "Универмаг для всей семьи". Суммарная площадь помещений объекта исследования составляет 134,7 кв. м в т.ч. относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса (торговые объекты) 134,7 кв. м - 100%.
Включение нежилого помещения на основании указанного акта в Перечень на 2021 год не оспаривается.
Указанное помещение подлежало включению в Перечень на 2022 и 2023 г. с учетом включения в предыдущие налоговые периоды согласно сведениям от органов местного самоуправления.
Согласно письму Брянской городской администрации в„– 6/29-6413 от 25 августа 2021 года в адрес управления имущественных отношений Брянской области направлен список объектов недвижимости, соответствующих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не были включены в Перечень 2021 года, рекомендуемые органам местного самоуправления для включения в Перечень 2022 года и список объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в том числе объект с кадастровым номером в„– <...>.
Согласно акту проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 16 ноября 2021 года обследование объектов в 2021 году не проводилось. Объекты недвижимого имущества (согласно списку), состоящие в утвержденном Перечне 2021 года, подлежат включению в Перечень 2022 года без проведения мероприятий по обследованию в 2021 году, в связи с подтверждением их фактического использования или предназначения, как соответствующих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, администрацией муниципального образования г. Брянск.
Согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения по состоянию на 14 ноября 2022 года обследование объекта в 2022 году не проводилось. Объекты недвижимого имущества, состоящие в утвержденном Перечне 2022 года, подлежат включению в Перечень 2023 года без проведения мероприятий по обследованию в 2022 году, в связи с подтверждением их фактического использования или предназначения, как соответствующих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, администрацией муниципального образования.
Проверяя доводы административного истца о том, что на момент издания Перечня на 2022 и 2023 г. нежилое помещение не соответствовало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации суд находит их обоснованными.
Административный истец в обоснование доводов административного иска указал на то, что с осени 2021 года, т.е. на момент издания оспариваемых нормативных актов, фактическое использование спорного нежилого помещения изменилось, договор аренды для размещения магазина "Универмаг для всей семьи" расторгнут 30 сентября 2021 года, о чем свидетельствует решение Брянского арбитражного суда от 2 декабря 2021 года. В период с октября 2021 года по февраль 2022 года нежилое помещение не использовалось, о чем свидетельствует агентский договор от 7 сентября 2021 г. согласно которому нежилое помещение размещено для аренды. По договорам аренды нежилого помещения от 22 февраля 2022 года и 23 января 2023 года помещение используется для деятельности спортивного клуба.
Как пояснил в судебном заседании административный истец в настоящее время при определении фактического использования нежилого помещения комиссией на 5 апреля 2023 года установлено, что помещение используется для размещения детского спортивно-оздоровительного учреждения "Центр детской гимнастики" и помещение не соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя административного ответчика о том, что согласно ассортиментному перечню к договорам аренды нежилого помещения на 2022 и 2023 года предусмотрено ведение торговли розничной прочей в неспециализированных магазинах не могут свидетельствовать о том, что при утверждении оспариваемых Перечней имелись основания для включения спорного нежилого помещения, поскольку как указывалось выше фактическое обследование объекта не проводилось, а имеющаяся ранее информация от органов местного самоуправления не соответствовала фактическому использованию нежилого помещения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных материалов, суд приходит к выводу, что управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления М.В.А.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Принимая во внимание, что оспариваемые приказы определяют Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 и 2023 годы и в оспариваемой части затрагивают интересы непосредственно административного истца, являющейся собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, плательщиком налога на имущество, то М.В.А. вправе обратиться в суд с указанным иском.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем, достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление М.В.А. - удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1849), в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 ноября 2023 года в„– 1851), в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Г.В.ШКОБЕНЕВА
Мотивированное решение составлено 15 декабря 2023 года
------------------------------------------------------------------