По датам
Полезное
Выборки
Постановление Правительства Брянской области от 30.10.2023 N 527-п "Об утверждении основных направлений долговой политики Брянской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2023 г. в„– 527-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Брянской области от 4 апреля 2008 года в„– 22-З "Об отдельных вопросах долговой политики Брянской области" Правительство Брянской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Брянской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
П. 2 вступил в силу со дня официального опубликования.
2. Признать утратившим силу со дня официального опубликования настоящего постановления постановление Правительства Брянской области от 26 сентября 2022 года в„– 409-п "О внесении изменений в основные направления долговой политики Брянской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
3. Признать утратившим силу с 1 января 2024 года постановление Правительства Брянской области от 3 октября 2022 года в„– 430-п "Об утверждении основных направлений долговой политики Брянской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
4. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Петушкову Г.В.
Губернатор
А.В.БОГОМАЗ
Утверждены
постановлением
Правительства Брянской области
от 30 октября 2023 г. в„– 527-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Брянской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика Брянской области) определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее - государственный долг).
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом требований статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также исполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов.
II. Итоги реализации долговой политики
Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2022 году и истекшем периоде 2023 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год условия реструктуризации бюджетных кредитов выполнены.
Увеличение долговой нагрузки за 2022 год на областной бюджет с 7740,2 млн. рублей до 11061,6 млн. рублей, или с 20,3 до 24,4 процента, к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета связано с получением бюджетных кредитов из федерального бюджета в объеме 1807,9 млн. рублей на реализацию инфраструктурных проектов, а также в объеме 1513,5 млн. рублей на замещение долговых обязательств муниципальных образований по кредитам кредитных организаций (далее - бюджетный кредит на замещение).
В течение 2022 года и за истекший период 2023 года государственные внутренние заимствования Брянской области по кредитам кредитных организаций в пределах плановых назначений не осуществлялись.
В 2022 году Брянская область по итогам анализа долговой нагрузки, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, в очередной раз подтвердила свой рейтинг субъекта Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
По состоянию на 1 января 2023 года Брянская область занимает седьмое место из 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, по отношению объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.
III. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики
3.1. Основные факторы долговой политики.
3.1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
Социально-экономическое положение Брянской области в течение последних лет характеризовалось положительной динамикой роста промышленного производства, объема инвестиций, прибыли.
Согласно прогнозным показателям социально-экономического развития Брянской области на 2024 - 2026 годы индекс физического объема валового регионального продукта в 2024 году составит 102%, в 2025 году - 102,6%, в 2026 году - 102,8%.
С учетом данных факторов сохраняется положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Проводимые Центральным банком Российской Федерации в 2022 и 2023 годах мероприятия, направленные на сдерживание роста инфляции путем повышения размера ключевой ставки (с 15 сентября 2023 года - 13% годовых), нацеливают на проведение мероприятий по изысканию источников для замены в 2024 - 2026 годах коммерческих заимствований.
3.1.2. Уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий, направленных на сохранение отношения объема долга к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета (во исполнение заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации долга по бюджетным кредитам, без учета допустимого превышения данного отношения, установленного бюджетным законодательством).
3.2. Состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
В среднесрочной перспективе в качестве одного из источников финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств Брянской области сохранятся кредиты кредитных организаций. В случае если в ходе исполнения бюджета будет достигнуто перевыполнение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, погашение долговых обязательств будет осуществляться за счет собственных средств бюджета. Одновременно в ходе исполнения бюджета будет продолжен мониторинг рынка финансовых услуг.
3.3. Характер и направления долговой политики.
3.3.1. Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Брянской области продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем привлечения государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализа рынка финансовых услуг, учитывать требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и условия реструктуризации бюджетных кредитов, а также ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области;
2) прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с кредитными организациями.
3.3.2. Долговая политика должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга с целью ограничения объема внутренних заимствований, привлечения их в размерах, не превышающих объемы дефицита областного бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
2) планирование расходов областного бюджета на обслуживание долга с учетом выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов в части привлечения кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем размер ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату привлечения кредитов, увеличенный на один процент годовых;
3) снижение долговых рисков, в том числе за счет продления действия моратория на выдачу государственных гарантий Брянской области;
4) активное управление государственным долгом, в том числе за счет использования среднесрочных долговых инструментов;
5) эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
6) информирование населения области о состоянии государственного долга Брянской области.
В период с 2024 по 2026 годы будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области на основании постановления Правительства Брянской области от 3 августа 2020 года в„– 336-п "Об установлении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области".
3.3.3. В 2023 году планируется привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 2080,8 млн. рублей.
Строительство объектов инфраструктуры продолжится в 2024 - 2025 годах, на эти цели предусмотрено по 691,2 млн. рублей ежегодно.
В целях опережающего финансирования расходных обязательств Брянской области в сфере дорожного хозяйства в текущем году из федерального бюджета будут предоставлены бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в объеме 634,6 млн. рублей со сроком возврата 30 апреля 2024 года.
Кроме того, в 2023 году из средств федерального бюджета планируется получение специального казначейского кредита сроком на 15 лет на приобретение автобусов в сумме 500 млн. рублей.
IV. Цели и задачи долговой политики
Реализация долговой политики Брянской области в 2024 - 2026 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности областного бюджета;
обеспечение выполнения показателей исполнения областного бюджета в размерах, характеризующих высокую долговую устойчивость Брянской области;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области;
поддержание низкой долговой нагрузки областного бюджета;
обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Брянской области;
раскрытие информации о государственном долге Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
развитие новых механизмов управления государственным долгом.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга;
оптимизация платежей по государственному долгу в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
выполнение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, а также целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов.
В результате исполнения условий реструктуризации (без учета установленного бюджетным законодательством допустимого превышения указанных соотношений) должны быть обеспечены следующие параметры:
отношение общего объема государственного долга к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2024 года - не более 29 процентов;
на 1 января 2025 года - не более 25 процентов;
на 1 января 2026 года - не более 35 процентов;
на 1 января 2027 года - не более 32 процентов;
на 1 января 2028 года - не более 29 процентов;
на 1 января 2029 года - не более 27 процентов;
на 1 января 2030 года - не более 24 процентов.
Отношение объема государственного долга по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2024 года - не более 23 процентов;
на 1 января 2025 года - не более 24 процентов;
на 1 января 2026 года - не более 24 процентов;
на 1 января 2027 года - не более 24 процентов;
на 1 января 2028 года - не более 24 процентов;
на 1 января 2029 года - не более 24 процентов;
на 1 января 2030 года - не более 23 процентов.
V. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики Брянской области в 2024 - 2026 годах будет направлена на поддержание экономически безопасного уровня государственного долга. При формировании областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будут обеспечены показатели отношения общего объема государственного долга и долга по кредитам от кредитных организаций в размерах, не превышающих указанные в дополнительном соглашении о реструктуризации бюджетных кредитов (без учета установленного бюджетным законодательством допустимого превышения соотношений).
Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:
кредиты коммерческих банков для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга по бюджетным кредитам. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения кредитов кредитных организаций с процентными ставками в размерах, не превышающих величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на один процент годовых);
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на счете бюджета по ставке 0,1 процента годовых.
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления государственным долгом
Важное место в достижении целей долговой политики Брянской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
а) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
В целях оценки данного риска планируется продолжить ежемесячный мониторинг исполнения областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам, расходной части областного бюджета с целью принятия управленческих решений;
б) процентный риск - вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
в) риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
В целях недопущения возникновения риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе - количественная оценка издержек областного бюджета на обслуживание государственного долга;
г) риск ликвидности - отсутствие в областном бюджете заемных средств для исполнения в полном объеме расходных и долговых обязательств в срок по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
д) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Брянской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
Для избежания риска предъявления к области требований по исполнению условных долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Брянской области, сохранен мораторий на их предоставление.
------------------------------------------------------------------