По датам
Полезное
Выборки
Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 12.12.2023 N 752 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда на 2024 год"
ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 12 декабря 2023 г. в„– 752
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА 2024 ГОД
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года в„– 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента А.А.Фещукова.
Врио по руководству департаментом
А.А.ФЕЩУКОВ
Приложение
к приказу
департамента природных ресурсов
и экологии Брянской области
от 12 декабря 2023 г. в„– 752
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА 2024 ГОД
Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года в„– 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законным ценностям", стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 года в„– 2.
Программа профилактики устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований и (или) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается при осуществлении департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент) регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - региональный геологический надзор), на 2024 год.
Раздел 1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА), ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА И УЧРЕЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является в отношении участков недр местного значения соблюдение организациями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Федеральным законом от 21 февраля 1992 года в„– 2395-1 "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Брянской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Осуществление департаментом регионального государственного геологического надзора регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 февраля 1992 года в„– 2395-1 "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года в„– 74-ФЗ, постановлением Правительства Брянской области от 27 сентября 2021 года в„– 396-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)", указом Губернатора Брянской области от 29 марта 2013 года в„– 283 "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области".
Региональный государственный геологический надзор осуществляется департаментом на территории Брянской области в части соблюдения обязательных требований в области использования и охраны недр, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах.
Объектами регионального государственного геологического надзора являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее соответственно - контролируемые лица, объект геологического надзора). Участки недр местного значения, предоставленные в пользование.
Учет объектов контроля осуществляется при выявлении следующих нарушений:
- пользование недрами без лицензии;
- пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта;
- нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
- непредоставление в установленные сроки ежеквартальной информации об объемах добычи и использования добытых общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ).
Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении регионального государственного геологического надзора, являются требования законодательства в сфере использования и охраны недр. К перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении департаментом мероприятий по надзору в области использования и охраны недр, относятся:
- Федеральный закон от 10 января 2002 года в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 21 февраля 1992 года в„– 2395-1 "О недрах";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 7 декабря 2011 года в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года в„– 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Брянской области. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году плановые и внеплановые проверки по государственному геологическому контролю департаментом не проводились.
В рамках действующего законодательства департаментом по состоянию на 1 октября 2023 года проведено 25 выездных обследований. Рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях, поступивших из органов МВД России по Брянской области и прокуратуры. За нарушение обязательных требований законодательства к административной ответственности в виде штрафов привлечено 7 виновных лиц на сумму 210 тыс. руб. По итогам деятельности департамента в части, касающейся использования и охраны недр, основными и наиболее часто встречающимися нарушениями являются пользование недрами без лицензии и пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
На официальном сайте департамента размещен и поддерживается в актуальной редакции перечень правовых актов, содержащий обязательные требования, оценка которых является предметом надзора.
Специалисты департамента и учреждения проводят консультирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований.
При осуществлении регионального геологического надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). Департамент для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
- категория значительного риска;
- категория среднего риска;
- категория умеренного риска;
- категория низкого риска.
Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года в„– 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Объекты надзора относятся к следующим категориям риска:
- к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I категории;
- к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
- к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
- к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Настоящая Программа профилактики предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и направлена на достижение в 2023 году следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- предупреждение контролируемыми лицами нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
Проведение департаментом профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- принятие мер по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
- создание мотивации к добросовестному ведению хозяйственной деятельности контролируемыми лицами;
- создание системы консультирования поднадзорных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников надзорной деятельности;
- повышение прозрачности осуществляемой департаментом надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях.
Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень мероприятий Программы профилактики на 2024 год, сроки (периодичность) их проведения и ответственные структурные подразделения приведены в Плане мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год.
Раздел 4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
в„– п/п
Наименование показателя
Показатель
1.
Полнота информации, размещенной на официальном сайте департамента и учреждения в сети "Интернет" в соответствии с ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
100%
2.
Осуществление профилактических мероприятий в части консультирования контролируемых лиц
100%
3.
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных департаментом постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статей 2.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Не более 5%
Оценка мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется по итогам календарного года. Результаты профилактической работы департамента включаются в Доклад об осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора).
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении
регионального государственного геологического
контроля (надзора) на 2024 год
в„– п/п
Наименование мероприятия
Сведения о мероприятии
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
1.
Информирование
Департамент осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте департамента природных ресурсов и экологии Брянской области
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
В течение года
2.
Обобщение правоприменительной практики
Доклад о правоприменительной практике регионального государственного геологического надзора готовится департаментом один раз в год. Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем департамента (лицом, его замещающим) и размещается на официальном сайте департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
1 раз в год
3.
Объявление предостережения
В случае наличия у департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в департамент возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается департаментом в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
В течение года
4.
Консультирование
Консультирование осуществляется уполномоченными должностными лицами департамента по телефону, на личном приеме, письменно в сроки, определенные руководителем департамента (заместителем руководителя департамента), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
Письменное консультирование осуществляется по запросам, поступившим в письменной форме. При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайтах департамента, на портале органов государственной власти Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченными должностными лицами департамента
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
В течение года
Профилактический визит
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, директор департамента (заместитель директора департамента) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностные лица департамента незамедлительно направляют информацию об этом руководителю департамента (заместителю руководителя департамента), которые являются должностными лицами, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия таких решений
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
В течение года
------------------------------------------------------------------