Типы документов



Решение Брянского областного суда от 02.10.2023 по делу N 3а-469/2023 <О признании недействующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2023 г. по делу в„– 3а-469/2023

УИД 32OS0000-01-2023-000234-92

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца Л.Т.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дятьковский деревообрабатывающий завод" о признании частично не действующими Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа от 24 августа 2023 года в„– 1404), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 24 августа 2023 года в„– 1406),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1404 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1406 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В Перечни на 2021 и 2022 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Дятьковский деревообрабатывающий завод" (пункт в„– <...>, в„– <...> Перечня на 2021 год, пункт в„– <...> Перечня на 2022 год).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Дятьковский деревообрабатывающий завод" (далее - ООО "Дятьково-ДОЗ") обратился в Брянский областной суд, уточнив требования, просит признать недействующими пункт в„– <...>, в„– <...> Перечня на 2021 год и пункт в„– <...> Перечня на 2022 год, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Нежилое здание входит в состав имущества производственного комплекса, является столовой предприятия, которая предназначена для улучшения условий труда работников и организации их питания. Общество, эксплуатируя здание столовой, не оказывает услуги общественного питания населению в качестве самостоятельного вида услуг, доступ в данное здание для иных лиц, кроме сотрудников завода, невозможен. Необоснованное включение спорного объекта недвижимости в Перечни нарушает права общества, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество юридических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Л.Т.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что спорный объект недвижимости включен в Перечни как объект общественного питания. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, имеет наименование: "столовая". По техническому паспорту ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от 14 апреля 2010 года в составе спорного объекта имеются помещения с наименованиями: зал приема пищи, зал приготовления пищи, моечная, площадью более 20% от общей площади здания. Актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования от 23 января 2020 года установлено, что спорное здание используется как объект общественного питания на 100%.
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по налогу на имущество организаций, по общему правилу, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом налогооблагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года в„– 307-ФЗ в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Указанный Федеральный закон предусмотрел применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы для отдельных объектов недвижимости (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации) и закрепил за субъектами Российской Федерации право регулировать своими законами при установлении налога на имущество организаций особенности определения налоговой базы в соответствии с названной главой (абзац второй пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З "О налоге на имущество организаций", которым в редакции Закона Брянской области от 03.10.2016 в„– 76-З в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента от кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 1).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечни создает для административного истца, как его собственника, повышенную налоговую нагрузку и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в связи с чем ООО "Дятьково-ДОЗ" вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2021 и 2022 год.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, от 26 ноября 2021 года в„– 1825, действующие в редакциях приказов от 24 августа 2023 года в„– 1404, в„– 1406, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент утверждения оспариваемых Перечней.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Исходя из приведенных положений законодательства следует, что для признания включения спорного здания в Перечни законным административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Как установлено судом, административному истцу ООО "Дятьково-ДОЗ" на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: здание столовой, площадью 280,9 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>
Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано 5 декабря 2011 года.
Спорное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 589 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, по адресу: <...>, с разрешенным видом использования: "для производственных целей (столовая)", принадлежащем на праве собственности ООО "Дятьково-ДОЗ", начиная с 3 июля 2015 года.
Дата постановки указанного земельного участка на кадастровый учет - 29 июня 2005 года.
Как следует из выписки Правил землепользования и застройки территории муниципального образования "город Дятьково", утвержденных решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 17 февраля 2017 года в„– 3-166, земельный участок с кадастровым номером в„– <...> расположен в производственной зоне с размещением предприятий IV - V класса, предназначенной для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование (Т. 2, л.д. 116 - 120).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (код 4.1 "Деловое управление", код 4.2 "Объекты торговли", код 4.4 "Магазины", код 4.6 "Общественное питание").
До вступления в силу Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Такой вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, - "для производственных целей (столовая)" - не соответствует пунктам 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, кодам 3.3, 4.2, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года в„– 540 и приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412, не является однозначно определенным, прямо не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, спорное здание с кадастровым номером в„– <...> не подлежало включению в Перечни по виду разрешенного использования земельного участка.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости является нежилым зданием площадью 280,9 кв. м, имеет наименование "здание столовой".
Согласно экспликации к техническому паспорту, составленному Дятьковским филиалом ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 14 апреля 2010 года, в составе спорного объекта недвижимости площадью 280,9 кв. м имеются следующие помещения:
- в подвальном этаже: хранилище площадью 13,6 кв. м; хранилище площадью 9,6 кв. м; хранилище площадью 6,2 кв. м, итого площадь по подвалу - 29,4 кв. м;
- на первом этаже: тамбур площадью 4,7 кв. м; зал приема пищи площадью 72,7 кв. м; раздевалка площадью 11,5 кв. м; зал приготовления пищи площадью 73,3 кв. м; кабинет площадью 12 кв. м; тамбур площадью 10,1 кв. м; холодильная камера площадью 6,5 кв. м; трансформаторная площадью 8,2 кв. м; склад площадью 13,2 кв. м; моечная площадью 13,2 кв. м; умывальник площадью 4,3 кв. м; умывальник площадью 1,9 кв. м; туалет площадью 1,6 кв. м, итого площадь по первому этажу - 251,5 кв. м.
Как следует из акта проведения мероприятий, для установления вида фактического использования объекта от 23 января 2020 года, здание с кадастровым номером в„– <...>, площадью 280,9 кв. м, используется для размещения объекта общественного питания площадью 280,9 кв. м.
Сотрудники ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО11, допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании 31 июля 2023 года, пояснили, что 23 января 2020 года они производили обследование здания столовой, расположенной по адресу: <...>, с целью установления вида его фактического использования. По результатам обследования установлено, что здание столовой используется для организации питания сотрудников ООО "Дятьково-ДОЗ". Питание в столовой является для сотрудников платным. Территория ООО "Дятьково-ДОЗ" является огражденной, вход осуществляется через контрольно-пропускной пункт, доступ на территорию посторонних лиц ограничен. По результатам обследования комиссия пришла к выводу о соответствии спорного объекта требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса по фактическому использованию как объекта общественного питания, а также по предназначению, поскольку по данным актуального технического паспорта ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" спорное здание имеет наименование "столовая", в составе здания имеется помещение с наименованием "зал для приема пищи", площадью 72,7 кв. м, что составляет 25,8% от общей площади объекта.
Представитель административного истца ООО "Дятьково-ДОЗ", не оспаривая фактическое использование спорного здания в качестве столовой, в обоснование заявленных требований ссылается на то, что столовая используется исключительно для питания сотрудников предприятия в целях улучшения условий труда работников Общества, а не в качестве объекта общественного питания, способного обеспечить извлечение дохода и принесение прибыли.
Суд находит данные доводы обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых приказов) обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются в том числе помещения для приема пищи.
Само по себе наименование спорного объекта "здание столовой", равно как и назначение входящих в его состав помещений, таких как "зал для приема пищи", "зал приготовления пищи", "холодильная камера", "моечная", не свидетельствуют об однозначном отнесении спорного объекта к объектам общественного питания.
Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (ранее действовало постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года в„– 1036), ГОСТом 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов"), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года в„– 1676-ст, ГОСТом 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенным в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года в„– 191-ст.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания населению широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).
Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В силу пункта 3.8 ГОСТ 30389-2013 столовая: предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Согласно требованиям ГОСТ предприятие общественного питания как имущественный комплекс включает в себя необходимые помещения и оборудование.
В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 32692-2014 (введен в действие приказом Росстандарта от 27 мая 2014 года в„– 459-ст, далее - ГОСТ 32692) при обслуживании потребителей на предприятиях (объектах) общественного питания должны соблюдаться следующие необходимые условия: наличие соответствующей материально-технической базы для обеспечения выбранных методов и форм обслуживания, включая планировку, состав, размеры и назначение помещений для потребителей и обслуживающего персонала, оснащение мебелью, технологическим оборудованием, столовой посудой, столовыми приборами, столовым бельем, раздаточным инвентарем, тарой, тележками для подачи блюд, напитков и для уборки использованной посуды.
Требования к такому рода помещениям и их оснащенности технологическим оборудованием установлены указанными ГОСТ 56766-2015, ГОСТ 32692-2014, а также ГОСТ 16318-77 (утв. постановлением Госстандарта СССР от 20 апреля 1977 года в„– 973).
Как следует из ГОСТа 30389-2013 и Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1515, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя (пункт 13 Правил). Предприятия (объекты) общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Территория, прилегающая к предприятию (объекту), должна быть благоустроена и освещена в темное время суток. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10 настоящих Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания. Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте) (пункт 5.4 ГОСТ 30389-2013, пункты 10, 11 Правил). Исполнитель при расчетах за оказываемые услуги выдает потребителю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направляет кассовый чек или бланк строгой отчетности потребителю в электронной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (пункт 17 Правил).
Таким образом, определяющими признаками объекта организации общественного питания является не наличие у него характеристик самостоятельного объекта капитального строительства, а соответствие требованиям, предъявляемым к набору оказываемых услуг, в том числе в части наличия специально оборудованной площади, необходимой для оказания этих услуг, наличия доступа неограниченного числа лиц и возможности приобретения продукции общественного питания и покупных товаров.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Дятьково-ДОЗ" является производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесины плит из древесины и других одревесневших материалов.
Как установлено судом, спорное здание столовой эксплуатируется ООО "Дятьково-ДОЗ" в составе производственного комплекса, в который входят здания производственных цехов (цех ламинирования с рампами, цех ДСП, цех смол, цех печати, цех подготовки сырья, цех по изготовлению упаковки, лесозаготовительный цех, цех картонной упаковки), здания механической мастерской, компрессорной, технического корпуса, здания складов (здания складов готовой продукции в„– 3 и в„– 4 с рампами, здание материального склада, склада карбамида), гаражи, здание проходной, очистительные и канализационные сооружения, здание пожарного депо, теплотрасса, железнодорожные пути, подкрановые пути башенного крана, подкрановые пути козлового крана, трансформаторные подстанции.
Указанный производственный комплекс, расположенный по адресу: <...>, передан в аренду ООО "Дятьково-ДОЗ", что подтверждается договорами аренды земельных участков в„– ЗУ-З/07 от 29 декабря 2006 года, в„– ЗУ-1/13 от 9 августа 2013 года, договорами аренды зданий и сооружений в„– 25/08 от 1 июня 2008 года, в„– А-6/10 от 13 ноября 2010 года, в„– А-2/07 от 30 ноября 2006 года, в„– 48-1/12 от 31 августа 2012 года.
Земельные участки, в пределах которых расположен указанный производственный комплекс, имеют вид разрешенного использования: "производственные цели", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (Т. 3, л.д. 38 - 63).
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером в„– <...>, сформированный под спорным зданием столовой, также находится на территории производственного комплекса по адресу: <...>, расположен в производственной зоне с размещением предприятий IV - V класса, предназначенной для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование.
В процессе рассмотрения дела установлено, что территория производственного комплекса, арендуемого ООО "Дятьково-ДОЗ", ограждена полностью с организацией пропускного, охранного, внутриобъектового режима, регламентированного Правилами о пропускном и внутриобъектовом режиме, утвержденными директором ООО "Дятьково-ДОЗ" 1 июля 2015 года (Т. 1, л.д. 130 - 133).
Исполнение охранного, пропускного и внутриобъектового режимов обеспечено договором на оказание охранных услуг в„– 17/18 от 10 мая 2018 года, заключенным между ООО "Дятьково-ДОЗ" (заказчик) и ООО Охранное предприятие "Страж МК" (исполнитель), в силу которого исполнитель обязался оказать заказчику комплекс охранных услуг по охране территории предприятия, зданий, сооружений и имущества заказчика, по осуществлению мероприятий пропускного режима на территорию предприятия, расположенного по адресу: <...> (Т. 1, л.д. 121 - 129).
Как установлено судом, в целях организации питания работников ООО "Дятьково-ДОЗ" административным истцом заключен договор с индивидуальным предпринимателем ФИО12 об оказании услуг по организации питания сотрудников от 1 июня 2019 года в„– 14, согласно которому исполнитель ИП ФИО13 обязалась оказать услуги по организации питания сотрудников заказчика (ООО "Дятьково-ДОЗ") путем закупки продуктов питания, напитков, изготовления блюд и их доставке в место нахождения заказчика, организации обслуживания в здании столовой на территории заказчика по адресу: <...>, а заказчик обязался оплатить оказанные услуги по питанию сотрудников общества (Т. 2, л.д. 22 - 24).
Факт оплаты ООО "Дятьково-ДОЗ" услуг, оказанных ИП ФИО14 по организации питания сотрудников ООО "Дятьково-ДОЗ" в рамках договора от 1 июня 2019 года в„– 14, за период 2021 - 2022 год подтверждается платежными поручениями (Т. 1, л.д. 82 - 105).
Допрошенная в судебном заседании 31 июля 2023 года в качестве свидетеля начальник отдела промышленной безопасности ООО "Дятьково-ДОЗ" ФИО15 пояснила, что на территории предприятия функционирует столовая, предназначенная для питания сотрудников ООО "Дятьково-ДОЗ". Доступ посторонних лиц на территорию предприятия ограничен, вход осуществляется через контрольно-пропускной пункт, в столовой питаются только сотрудники ООО "Дятьково-ДОЗ". Оплата питания производится сотрудником путем удержания работодателем ООО "Дятьково-ДОЗ" стоимости питания из заработной платы по ведомости.
Как следует из сообщения Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 7 августа 2023 года, за ИП ФИО16 не зарегистрирована контрольно-кассовая техника по адресу: <...> (Т. 2, л.д. 165).
Расходы ООО "Дятьково-ДОЗ" на содержание здания столовой в 2022 году составили 220728,03 руб. (в том числе: электроэнергия - 133895 руб.; расходы по содержанию и эксплуатации оборудования - 10382,10 руб.; теплоэнергия - 28803 руб.; вода хозяйственного назначения - 35853,49 руб.; амортизация - 11794,44 руб.) (Т. 1, л.д. 80).
В 2021 году расходы ООО "Дятьково-ДОЗ" на содержание здания столовой составили 212021,06 руб. (в том числе: электроэнергия - 127616,56 руб.; теплоэнергия - 33754,46 руб.; вода хозяйственного назначения - 37537,48 руб.; амортизация - 13112,56 руб.) (Т. 1, л.д. 80).
Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что спорное здание столовой используется в целях обеспечения питанием работников ООО "Дятьково-ДОЗ", столовая входит в производственный комплекс, составляет инфраструктуру предприятия, которое является предприятием закрытого типа. Столовая обслуживает только работников предприятия в период рабочей смены, расположена внутри охраняемой производственной территории, доступ на которую ограничен пропускным режимом и как самостоятельный коммерческий объект не используется.
Несмотря на то, что формально техническая документация и наименование спорного нежилого здания предусматривают размещение объекта общественного питания, необходимо учитывать, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в особом порядке.
В данном случае судом установлено, что здание столовой является составной частью производственного комплекса. Использование спорного здания непосредственно связано с осуществлением основного вида деятельности административного истца по производству строительных материалов. Использование здания как самостоятельного, приносящего доход в сфере организации общественного питания объекта, невозможно, учитывая наличие пропускного режима и ограниченного доступа на территорию посторонних лиц.
Столовая, функционально не отделимая от производственного комплекса, обеспечивает потребности сотрудников предприятия, то есть не является объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.
Доказательств использования спорного здания в целях оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности и для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, в том числе доказательств того, что в спорном здании столовой продаются продукты питания неограниченному кругу лиц, а не только сотрудникам ООО "Дятьково-ДОЗ", административным ответчиком не представлено и судом в процессе рассмотрения дела не добыто.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела фактическое использование здания для организации питания сотрудников предприятия, предназначение помещений в здании по технической документации не являются безусловными основаниями для отнесения его к объектам общественного питания по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорное здание с кадастровым номером в„– <...>, включенное в Перечни на 2021 и 2022 годы, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, используемого по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта общественного питания, в связи с чем административный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2021 года и 1 января 2022 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Дятьковский деревообрабатывающий завод" - удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2021 года пункт в„– <...>, в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1404).
Признать не действующим с 01 января 2022 года пункт в„– <...>, в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1406.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 16 октября 2023 года.


------------------------------------------------------------------