Типы документов



Постановление Администрации Брянского района от 17.07.2023 N 705 "Об утверждении Положения "О системе управления охраной труда в Администрации Брянского района"



АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2023 г. в„– 705

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ
ТРУДА В АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОГО РАЙОНА"

В соответствии с Законом Брянской области от 11.11.2009 в„– 97-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в области охраны труда и уведомительной регистрации территориальных соглашений и коллективных договоров", Законом Брянской области от 29.11.2015 в„– 150-З "Об охране труда в Брянской области" и Приказом Минтруда России от 29.10.2021 в„– 776н "Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда" постановляю:

1. Утвердить Положение "О системе управления охраной труда в Администрации Брянского района" согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление администрации Брянского района от 24.11.2017 в„– 1481 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Брянском муниципальном районе".

3. Настоящее Постановление опубликовать на сайте Администрации Брянского района.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы администрации Брянского района И.Н.Михальченко.

Глава администрации
Брянского района
Н.Н.ЯКУШЕНКО





Приложение
к постановлению
администрации Брянского района
от 17.07.2023 в„– 705

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОГО РАЙОНА

I. Общие положения

1. Положение о Системе управления охраной труда в администрации Брянского района Брянской области (далее - Положение о СУОТ) разработано с учетом Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 в„– 776н (далее Примерное положение о СУОТ), раздела X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в Администрации Брянского района (далее - Администрация), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3. Система управления охраной труда (далее - СУОТ) представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
1) организационной структуры управления, предусматривающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
2) мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
3) документированной информации (локальных нормативных актов, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
4. СУОТ распространяется на всех работников Администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах.
5. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения, перемещения на объектах Администрации, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях Администрации.
6. Для целей Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение в Администрации безопасных условий нахождения и осуществления трудовой деятельности. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности работников Администрации и иных заинтересованных сторон.

II. Политика работодателя в области охраны труда

7. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации, особенности организации работы в ней, а также профессиональные риски.
8. При определении Политики по охране труда обеспечивается предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.
9. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
10. В администрации обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
11. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
12. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;
- улучшение условий и охраны труда работников за счет технического оснащения, повышения уровня квалификации работников;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников;
- приобретение стендов, наглядных материалов для проведения инструктажей по охране труда, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда, тренингов, круглых столов по охране труда;
- проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажей по охране труда и проверки знания требований охраны труда;
- проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- издание инструкций, правил по охране труда;
- организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;
- контроль за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов об охране труда;
- развитие социального партнерства.
13. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам Администрации в области охраны труда.
При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.

III. Разработка и внедрение СУОТ

14. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
15. Глава Администрации:
- утверждает Положение о СУОТ в Администрации;
- принимает постановления, издает распоряжения в области охраны труда, не противоречащие действующему законодательству;
- утверждает муниципальную программу "Улучшение условий и охраны труда в Брянском муниципальном районе Брянской области";
- гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
16. Первый заместитель главы Администрации:
- возглавляет работу по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в Брянском муниципальном районе;
- руководит постоянно действующей комиссией по охране труда при администрации Брянского района;
- руководит работой комитета по охране труда администрации Брянского района;
- координирует работу районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Брянском муниципальном районе.
17. Ответственный за состояние и организацию работы по охране труда в Администрации:
- обеспечивает функционирование СУОТ в Администрации;
- осуществляет контроль за обеспечением работников Администрации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролирует соблюдение требований охраны труда в Администрации, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников;
- принимает участие в деятельности постоянно действующей комиссии по охране труда при администрации Брянского района;
- принимает участие в работе комитета по охране труда при администрации Брянского района;
- участвует в разработке и пересмотре локальных нормативно-правовых актов по охране труда;
- осуществляет организацию обучения требованиям охраны труда, а также организацию обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
- проводит вводный, целевой инструктаж по охране труда;
- участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
- участвует в организации управления профессиональными рисками;
- составляет план мероприятий по охране труда;
- принимает участие в работе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Брянском муниципальном районе;
- участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним;
18. Начальники отделов, заведующие секторов Администрации:
- осуществляют проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте в отделе (секторе).
19. Муниципальные служащие, лица, замещающие должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы:
- обеспечивают соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, в том числе выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение трудовой дисциплины;
- проходят обучение по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим;
- проходят проверку знаний и требований охраны труда;
- следят за исправностью оборудования на своем рабочем месте;
- проверяют в отношении своего рабочего места наличие и исправность предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств;
- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывают своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
- извещают своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания;
- принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

IV. Планирование

20. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению распознаванию и описанию опасностей.
21. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации, рассматриваются следующие:
- опасность психических нагрузок, стрессов;
- опасность насилия от враждебно настроенных работников;
- опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
- опасность наезда на человека;
- опасность падения из-за потери равновесия при спотыкании;
- опасность падения из-за потери равновесия при поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
- опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши;
- опасность пореза частей тела кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;
- опасность перенапряжения зрительного анализатора;
- опасность поражения током вследствие контакта с токопроводящими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенное прикосновение) до 380 Вт;
- опасность удара из-за падения случайных предметов;
- опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе;
- столкновение с неподвижным предметов или элементом конструкции, оказавшимся на пути следования.
22. В администрации обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
23. При оценке уровней профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации.
24. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
25. План мероприятий утверждается первым заместителем главы администрации Брянского района.
26. В плане мероприятий отражаются, в частности:
- перечень (наименование) планируемых мероприятий;
- ожидаемый результат каждого мероприятия;
- срок реализации мероприятия;
- лица, ответственные за реализацию мероприятия;
- выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
27. При планировании мероприятий учитываются изменения, касающиеся следующих аспектов:
- нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
- условий труда работников (по результатам СУ ОТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));
- трудовых процессов.
28. Целями в области охраны труда в Администрации в соответствии с политикой в области охраны труда являются сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
29. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
30. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
31. При планировании достижения целей по охране труда определяются ресурсы, ответственные лица, сроки, способы и показатели оценки достижения этих целей, влияние результатов на трудовой процесс.

V. Обеспечение функционирования СУОТ

32. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
33. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
34. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях Администрации в области охраны труда;
- об ответственности за нарушение указанных требований;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
35. Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается с учетом Приказов Минтруда России от 17.12.2021 в„– 894, от 29.10.2021 в„– 773н. Конкретный формат информирования определяется при планировании мероприятий в рамках СУОТ.

VI. Функционирование СУОТ

36. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации, являются:
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение медицинских осмотров работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
6) санитарно-бытовое обеспечение работников;
7) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
8) обеспечение социального страхования работников;
9) реагирование на несчастные случаи;
10) реагирование на профессиональные заболевания.
37. В соответствии с результатами СУОТ и оценки профессиональных рисков, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Администрации устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие доступ работников к самостоятельной работе (пп. 3, 4 п. 35);
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 5 п. 35);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 6 - 8 п. 35);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 9, 10 п. 35).
38. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование работников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
39. В Администрации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастных случаях, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.

VII. Оценка результатов деятельности

40. Объектом контроля при функционировании СУОТ является реализация мероприятий, процессов и процедур, реализуемых в рамках СУОТ.
41. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
42. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:
А) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования; выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
Б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
В) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению;
Г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СОУТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
43. С целью оценки результативности функционирования СУОТ в Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
44. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда оцениваются следующие показатели:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ, действующей в Администрации, обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
7) необходимость выработки корректирующих мер.
45. С учетом результатов контроля оценивается эффективность СУОТ, а также принимаются решения по ее актуализации, изменению, совершенствованию.

VIII. Улучшение функционирования СУОТ

46. С учетом показателей отчета о функционировании СУОТ в Администрации, при необходимости, реализуются корректирующие меры по совершенствованию ее функционирования.
47. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов:
- разработка;
- внедрение;
- контроль.
48. Процесс реализации корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности Администрации по постоянному улучшению СУОТ.

Начальник отдела труда,
предпринимательства и инвестиций
О.А.ЯШИНА


------------------------------------------------------------------