Типы документов



Решение Брянского областного суда от 29.05.2023 по делу N 3а-439/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2021 N 1825 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. по делу в„– 3а-439/2023

УИД 32ОS0000-01-2023-000179-63

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца ООО "Газкомплект" Т.В.Н., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газкомплект" о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 16 мая 2023 года в„– 666,

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года в„– 666, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 18 мая 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В Перечень на 2022 год включен принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Газкомплект" объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (пункт в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа от 16 мая 2023 года в„– 666).
ООО "Газкомплект" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень на 2022 год указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что спорное нежилое здание не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорное здание имеет наименование "выставочный зал газового оборудования и строительных материалов с административными и складскими помещениями", расположено на земельном участке с разрешенным видом использования "для использования складов". Здание необоснованно включено в Перечень на 2022 год на основании технического паспорта, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризция" по состоянию на 19 октября 2012 года, поскольку указанный документ является недействительным, составлен с нарушением установленного порядка. Часть спорного здания передана в аренду индивидуальным предпринимателям, в том числе, для осуществления торговой деятельности, однако торговые площади занимают менее 20% от общей площади объекта, что подтверждается договорами аренды.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец ООО "Газкомплект" просит:
- признать недействующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 в редакции приказа в„– 666 от 16 мая 2023 года в части включения в Перечень объекта недвижимости: здание (нежилое здание, Выставочный зал газового оборудования и строительных материалов с административными и складскими помещениями), общей площадью 963,1 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Газкомплект" по доверенности Т.В.Н. поддержал уточненные административные исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что первичный инвентарный учет здания произведен в 2011 году ФГУП "Ростехинвентаризация". Согласно техническому паспорту в отношении спорного нежилого здания, составленного Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 27 декабря 2011 года, в составе спорного объекта недвижимости имеются такие помещения как "основное" и "подсобное". ООО "Газкомплект" не обращалось в ГУП "Брянскоблтехинвентаризция" за составлением нового технического паспорта. Технический паспорт, составленный ГБУ "Брянскоблтехинвентаризция" по состоянию на 19 октября 2012 года, не содержит подписей уполномоченных лиц, печатей составившей его организации. Кроме того, решением Арбитражного суда Брянской области от 2 марта 2023 года установлено, что технический паспорт от 19 октября 2012 года не влечет правовых последствий для ООО "Газкомплект", в связи с чем на основании указанного документа спорное нежилое здание не подлежало включению в Перечень.
Представитель административного ответчика С.О.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год в качестве торгового объекта по предназначению согласно данным технического паспорта от 19 октября 2012 года, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация", согласно которому назначение спорного здания - торговое, в составе здания имеются помещения с наименованием "торговое", площадью 517,9 кв. м., что составляет 53% от общей площади объекта.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по налогу на имущество организаций, по общему правилу, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом налогооблагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года в„– 307-ФЗ в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Указанный Федеральный закон предусмотрел применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы для отдельных объектов недвижимости (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации) и закрепил за субъектами Российской Федерации право регулировать своими законами при установлении налога на имущество организаций особенности определения налоговой базы в соответствии с названной главой (абзац второй пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З "О налоге на имущество организаций", которым в редакции Закона Брянской области от 03.10.2016 в„– 76-З в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента от кадастровой стоимости объекта (пункт 3 статьи 1).
Статьей 1.1 названного Закона кадастровая стоимость как налоговая база определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 статьи 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечень создает для административного истца, как его собственника, повышенную налоговую нагрузку и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в связи с чем ООО "Газкомплект" вправе оспаривать законность соответствующего акта об утверждении Перечня на 2022 год в части включения нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующий в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года в„– 666, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в оспариваемые Перечни.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания включения спорного нежилого здания в Перечень законным, административный ответчик должен доказать, что объект либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, объектов делового, административного или коммерческого назначения;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, объектов делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения названных объектов.
Как установлено судом, административный истец ООО "Газкомплект" является собственником объекта недвижимого имущества: здания, назначение - нежилое, наименование: выставочный зал газового оборудования и строительных материалов с административными и складскими помещениями, площадью 963,1 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Право собственности истца на указанный объект зарегистрировано 10 февраля 2012 года.
Спорное нежилое здание расположено в пределах земельного участка, площадью 963,1 кв. м., с кадастровым номером в„– <...> с видом разрешенного использования "для использования зданий складов". Дата постановки земельного участка на кадастровый учет - 29 января 2003 года.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, которым определены виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.
До вступления в силу приказа Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 (5 апреля 2021 года) действовал Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540, которым определены аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (код. 3.3 "Бытовое обслуживание", код 4.1 "Деловое управление", код 4.2 "Объекты торговли", код 4.4 "Магазины", код 4.6 "Общественное питание").
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– не соответствует пунктам 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, кодам 3.3, 4.2, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года в„– 540 и приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> - "для использования зданий складов" - не предполагает размещения на участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> не подлежало включению в Перечень на 2022 год по виду разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, следует, что спорный объект с кадастровым номером в„– <...> мог быть включен в Перечень на 2022 год в случае предназначения нежилого здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения либо фактического использования здания в целях размещения указанных объектов.
При решении вопроса о включении спорного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год натурное обследование здания с целью установления вида его фактического использования не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.
Как следует из объяснений представителя ответчика, спорное нежилое здание включено в Перечень на 2022 год на основании данных технического паспорта от 19 октября 2012 года, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация".
Суд полагает обоснованным включение спорного нежилого здания в Перечень на 2022 год по указанному основанию в связи со следующим.
В соответствии с техническим паспортом, составленным в отношении спорного объекта межрайонным отделением по г. Брянску в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 19 октября 2012 года, нежилое здание по адресу: <...> площадью 966,9 кв. м., имеет назначение - торговое, в составе здания имеются помещения с наименованием "торговое", общей площадью 517,9 кв. м. (из расчета: 220 кв. м. (позиция 2 на первом этаже) + 297,9 кв. м. (позиция 1 на втором этаже) = 517,9 кв. м.), что составляет 53,5% от общей площади здания (из расчета: 517,9 кв. м. / 966,9 кв. м. x 100% = 53,5%).
Главы 30 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 поименованного кодекса.
В силу предписаний пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" содержит следующее понятие торгового объекта: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта).
С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, суд приходит к выводу, что такое наименование помещений в составе спорного объекта как "торговое", занимающих более 20% от общей площади здания, свидетельствуют о предназначении нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, для использования в целях размещения торговых объектов.
При таких обстоятельствах доводы стороны административного истца о том, что спорное нежилое здание фактически используется для осуществления торговой деятельности площадью менее 20% от общей площади объекта, не имеют правового значения, поскольку критерием установления особенностей определения налоговой базы является не совокупность условий, а наличие хотя бы одного из условий, предусмотренных в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со сведениями технического учета (инвентаризации) в спорном нежилом здании имеются помещения с наименованием "торговые", что предусматривает и допускает возможность их использования в целях торговой деятельности, площадь которых составляет более 20% от общей площади здания, что исходя из приведенных правовых норм, является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень.
При этом определение вида фактического использования спорного объекта и составление акта обследования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п, не являлось обязательным условием для решения вопроса о включении принадлежащего административному истцу объекта в оспариваемый Перечень.
Таким образом, включение спорного нежилого здания в Перечень на 2022 год произведено на законных основаниях в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя административного истца о том, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться данными технического паспорта в отношении спорного нежилого здания, составленного Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 27 декабря 2011 года, подлежат отклонению, поскольку согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятым Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, при составлении нового технического паспорта, новых инвентарных и поэтажных планов старые гасятся и хранятся в третьей группе документов дела, а к новому паспорту прикладывается новая ведомость текущих изменений (абзац третий пункта 11.2 Рекомендаций).
Учитывая изложенное следует, что на день принятия оспариваемого приказа об утверждении Перечня на 2022 год, актуальной технической документацией на спорный объект недвижимости являлся технический паспорт, составленный МО по г. Брянску в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" 19 октября 2012 года, в то время как технический паспорт на спорный объект, составленный Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 27 декабря 2011 года, утратил свое действие в связи с составлением новой технической документации на объект.
Доводы представителя административного истца о том, что технический паспорт в отношении спорного объекта составлен МО по г. Брянску в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" 19 октября 2012 года без законных на то оснований, поскольку ООО "Газкомплект" не обращалось в указанное учреждение с заявлением о составлении нового технического паспорта, в том числе, об изменении технических характеристик объекта и помещений в нем, опровергаются содержанием инвентарного дела в„– 3618/1 (реестровый номер 11433) "Брянскоблтехинвентаризация" в отношении спорного здания, исследованного судом в оригинале (копии представлены в материалы дела).
Так, из материалов названного инвентарного дела следует, что технический паспорт по состоянию на 19 октября 2012 года в отношении спорного объекта составлен МО по г. Брянску в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" на основании договора подряда в„– СО-10464 от 9 октября 2012 года о проведении технической инвентаризации объекта и земельного участка, расположенного по адресу: <...> (выставочный зал), заключенного между ООО "Газкомплект" и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" (пункт 1.1 договора) (Т. 1 л.д. 128-129).
Впоследствии спорному объекту присвоен адрес: <...>.
Доводы представителя административного истца о том, что указанный договор подряда от 9 октября 2012 года заключен исключительно с целью получения справки в целях присвоения спорному объекту нового адреса суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
На момент составления технического паспорта ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 19 октября 2012 года, порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентировался Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 в„– 921.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Положения одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
Пунктами 6, 7 Положения в„– 921 определены понятия технической инвентаризации объектов капитального строительства (первичная техническая инвентаризация и техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства), а также государственный технический учет объектов капитального строительства (первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства).
В соответствии с пунктом 6 Положения техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
В соответствии с положениями пункта 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт.
Согласно пункту 1.2 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Российским союзом развития жилищно-коммунальной отрасли (Росжилкоммунсоюз) 01.01.1991, техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.
Пунктом 3.3 названных Рекомендаций определен комплекс инвентаризационно-технических работ.
К работам по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства отнесены съемочно-замерочные работы по определению местоположения инвентарного объекта и объемно-планировочных решений основного строения; техническое обследование основного строения, служебных строений и сооружений; вычерчивание инвентарного плана, поэтажных планов основного строения и другой графической документации, фиксирующей объемно-планировочное расположение его конструктивных элементов; составление (переработка, корректировка) технического паспорта инвентарного объекта с оформлением необходимых приложений; формирование инвентарного дела, организация обслуживания органов управления и владельцев по представлению инвентаризационно-технической информации.
Как установлено судом, 9 октября 2012 года представитель ООО "Газкомплект" обратился в межрайонное отделение в„– 1 по городу Брянску ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" с заявлением о проведении работ по технической инвентаризации спорного объекта недвижимого имущества и учету для присвоения адреса (Т. 1 л. д. 126).
Из содержания пункта 1.1 договора подряда в„– СО-10464 от 9 октября 2012 года, заключенного между ООО "Газкомплект" и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", следует, что предметом договора является проведение технической инвентаризации спорного объекта недвижимого имущества.
В соответствии с требованиями пункта 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, пункта 3.3 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, по результатам технической инвентаризации объекта недвижимого имущества составляется технический паспорт.
Таким образом, составление технического паспорта в отношении спорного нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, по результатам технической инвентаризации, произведенной межрайонным отделением в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" на основании договора подряда от 9 октября 2012 года, соответствует требованиям законодательства.
Доводы представителя административного истца о необоснованном указании в техническом паспорте от 19 октября 2012 года назначения помещений исходя из их фактического использования без учета характеристик согласно проектно-разрешительной документации на строительство спорного нежилого здания, как выставочного центра, подлежат отклонению, поскольку нормы Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения не исключают возможности указания назначения помещений в экспликации объекта недвижимого имущества исходя из их фактического использования, установленного специалистами в ходе визуального осмотра на момент обследования.
Иные доводы представителя административного истца не свидетельствуют о недействительности технического паспорта, составленного МО по г. Брянску в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" 19 октября 2012 года.
Суд также отмечает, что апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2023 года, названный технический паспорт от 19 октября 2012 года, признан надлежащим и допустимым доказательством соответствия спорного объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В то же время, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 2 марта 2023 года отказано в удовлетворении иска ООО "Газкомплект" к ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" о признании недействительным технического паспорта от 19 октября 2012 года.
Таким образом, вопреки доводам представителя административного истца, технический паспорт, составленный в отношении спорного объекта межрайонным отделением по г. Брянску в„– 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 19 октября 2012 года, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим предназначение спорного здания для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания предусматривает размещение торговых объектов.
Учитывая изложенное, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2022 год соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО "Газкомплект" не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Газкомплект" о признании недействующим пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1825 от 26 ноября 2021 года (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года в„– 666 в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...> - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 13 июня 2023 года.


------------------------------------------------------------------