Типы документов



Решение Брянского областного суда от 29.03.2023 по делу N 3а-224/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2023 г. по делу в„– 3а-224/2023

УИД 32ОS0000-01-2022-000954-50

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре С.Г.А.,
с участием прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца и заинтересованного лица П.Н.Н., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.С.С. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 225), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 227),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В Перечни на 2021, 2022 годы включено принадлежащее К.С.С. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (пункт в„– <...> Перечня на 2021 год - в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 225; пункт в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа от 17 февраля 2023 года).
Административный истец К.С.С. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения принадлежащего ему нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2020, 2021 годы, указав в обоснование требований, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточненных административных исковых требований административный истец К.С.С. просит суд:
- признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> Перечня недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: в„– <...>;
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
В судебное заседание административный истец К.С.С., заинтересованное лицо Ш.Ю.Л. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Участвуя в судебном заседании 28 февраля 2023 года, административный истец К.С.С. суду пояснил, что в спорном нежилом помещении по адресу: <...>, размещаются кабинеты сотрудников ООО "Центрсервис", в том числе, бухгалтерии, планово-экономического отдела, технического отдела. Он является генеральным директором указанной организации. ООО "Центрсервис" выданы лицензии на проведение экспертиз промышленной безопасности и работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В спорном помещении сотрудниками ООО "Центрсервис" проводятся экспертизы и оформляются соответствующие заключения.
Представитель административного истца К.С.С. и заинтересованного лица Ш.Ю.Л. по доверенности П.Н.Н. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, пояснив, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фактически в нежилом помещении располагается не офис, а лаборатория по производству экспертиз промышленной безопасности.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорный объект недвижимости включен в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку актами проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения от 13 января 2020 года и 2 ноября 2021 года установлено, что объект площадью 100% используется для размещения офиса.
Выслушав представителей сторон по делу, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 указанного Решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка определена в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 7); в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 9).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечни создает для административного истца как его собственника повышенную налоговую нагрузку, в связи с чем К.С.С. вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2021 и 2022 годы.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225 и в„– 227, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
Как установлено судом, административный истец К.С.С. является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости: помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 239 кв. м., наименование объекта: нежилое помещение; с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
Сособственником <...> доли в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимого имущества является Ш.Ю.Л.
Право собственности К.С.С. и Ш.Ю.Л. на спорный объект зарегистрировано 20 февраля 2020 года.
Спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– расположено в здании с кадастровым номером в„– <...>, площадью 6074,7 кв. м., имеющего назначение: нежилое, наименование: общежитие, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 1 декабря 2022 года (Т.1 л.д. 23-27, 28-30).
Здание с кадастровым номером в„– расположено на земельном участке, площадью 3046 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, по адресу: <...>, имеющим вид разрешенного использования "для использования общежития", что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 9 декабря 2019 года (Т.1 л.д. 4-5).
Земельный участок с кадастровым номером в„– <...> поставлен на кадастровый учет 1 августа 2007 года.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, действовавший на момент определения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (код 4.1 "Деловое управление", код 4.2 "Объекты торговли", код 4.4 "Магазины", код 4.6 "Общественное питание").
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> не соответствует пунктам 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, кодам 3.3, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года в„– 540 и приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412, не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из сообщения филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области от 26 декабря 2022 года, по состоянию на 27 ноября 2020 года и 26 ноября 2021 года (даты утверждения оспариваемых Перечней) земельный участок с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...>, имел вид разрешенного использования "для использования общежития" (Т.1 л.д. 125).
Изложенное свидетельствует, что в юридически значимый период времени названный земельный участок имел один вид разрешенного использования, который, исходя из его наименования, не предусматривает размещения административно-деловых, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, в котором находится спорное нежилое помещение, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего по виду разрешенного использования земельного участка нежилое здание с кадастровым номером в„– не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, площадью 6074,7 кв. м., в состав указанного объекта входят 124 объекта недвижимого имущества, из которых: 120 объектов являются жилыми помещениями (квартиры), общая площадь которых составляет 5143,1 кв. м.; 4 объекта являются нежилыми помещениями, общая площадь которых составляет 931,6 кв. м.
Согласно требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, подлежат включению исключительно объекты (здание, помещения), имеющее назначение "нежилое" при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ, в связи с чем жилые помещения, входящие в состав нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, не обладают признаками объектов, которые могут использоваться в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 1 декабря 2022 года в„– КУВИ-001/2022-213047791 (Т. 1 л.д. 23-27) следует, что в состав нежилого здания с кадастровым номером в„– входят следующие нежилые помещения: нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 221,7 кв. м.; нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 239 кв. м.; нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 10,2 кв. м.; нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 460,7 кв. м.
Как следует из сообщения филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области от 26 декабря 2022 года, по состоянию на 27 ноября 2020 года и 26 ноября 2021 года (даты утверждения оспариваемых Перечней) нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...> имели наименование "нежилое помещение".
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> не является ни административно-деловым, ни торговым центром, поскольку не имеет в своем составе помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям, содержащимся в материалах инвентарного дела на здание, расположенное по адресу: <...>, площадью 6074,7 кв. м., а именно информации о наименовании помещений в поэтажных экспликациях объектов недвижимости, расположенных на 1-10 этажах здания, актуальных по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов (Т. 1 л.д. 204-236), здание с кадастровым в„– <...> не является ни административно-деловым, ни торговым центром, поскольку не имеет в своем составе помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.
Таким образом, возможность включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в оспариваемые Перечни в настоящем случае должна выясняться исходя из предназначения, наименования или фактического использования данного помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Как указывалось выше, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование "нежилое помещение".
Как следует из технического паспорта на нежилые помещения в„– 1, 2, расположенные по адресу: <...>, изготовленного ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" 26 августа 2010 года, в составе спорного нежилого помещения в„– 1, площадью 239 кв. м., имеются следующие помещения: коридор, площадью 3,6 кв. м.; коридор, площадью 9,4 кв. м.; основное, площадью 196,3 кв. м.; основное, площадью 29,7 кв. м. (Т. 1 л.д. 233-236).
Представленный в материалы дела по запросу суда технический паспорт на нежилое здание, площадью 457,7 кв. м., расположенное по адресу: <...> изготовленный филиалом АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу по состоянию на 29 января 2020 года (Т. 1 л.д. 172-181), суд не принимает в качестве допустимого доказательства, поскольку указанный технический паспорт составлен в отношении принадлежащих К.С.С. и Ш.Ю.Л. спорного нежилого помещения в„– 1 и нежилого помещения в„– 2 как единого объекта недвижимого имущества - нежилого здания, однако, указанные изменения не зарегистрированы в установленном порядке.
Таким образом, актуальной технической документацией в отношении спорного нежилого помещения, площадью 239 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...> на дату принятия оспариваемых Перечней и до настоящего времени является технический паспорт, изготовленный ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 26 августа 2010 года.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации), спорное нежилое помещение не является объектом, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В. в судебных заседаниях следует, что спорный объект недвижимости включен в Перечни по фактическому использованию в качестве офиса, поскольку актами проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения от 13 января 2020 года и 2 ноября 2021 года установлено, что объект площадью 100% используется для размещения офиса.
Между тем, объективных доказательств, подтверждающих использование спорного нежилого помещения в качестве офиса, суду не представлено.
К указанному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года в„– 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - акт) по форме согласно приложению в„– 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Как следует из актов проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения, площадью 239 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: г. <...>, составленных по состоянию на 13 января 2020 года (Т. 1 л.д. 78-79) и 2 ноября 2021 года (Т. 1 л.д. 61-62), спорный объект используется в качестве офиса площадью 100%.
Специалист ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО13., допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании 9 февраля 2023 года, суду пояснила, что 13 января 2020 года и 2 ноября 2021 года в составе комиссии она производила натурное обследование нежилого помещения, площадью 239 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, помещение 1. В ходе обследований установлено, что нежилое помещение используется для размещения ООО "Центрсервис". В помещении имелись кабинеты сотрудников организации, директора, заместителя директора. В кабинетах имелась офисная мебель, техника, средства связи. К площади, используемой в качестве офиса, по результатам обследований отнесена вся площадь объекта в целом по сведениям из ЕГРН, замеры кабинетов не производились.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей сотрудник Володарской районной администрации г. Брянска ФИО14., принимавшая участие в комиссионном обследовании спорного объекта 13 января 2020 года, и специалист ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО15., принимавшая участие в комиссионном обследовании спорного объекта 2 ноября 2021 года, дали суду аналогичные показания по обстоятельствам обследования спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>
Вместе с тем, отнесение площади помещений, расположенных в спорном объекте, к офисам только по факту наличия в них офисного оборудования, суд полагает необоснованным, поскольку фактическое использование помещения для размещения офисов подразумевает осуществление в нем самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности.
Между тем, как установлено судом, в спорном нежилом помещении располагаются кабинеты сотрудников ООО "Центрсервис", что подтверждается показаниями свидетелей ФИО16 И.В., осуществлявших комиссионное натурное обследование объекта, а также фототаблицами к актам обследования от 13.01.2020 и 02.11.2021, зафиксировавших наличие в спорном нежилом помещении кабинетов директора, заместителя директора, бухгалтерии, технического отдела, планово-экономического отдела.
Кроме того, факт нахождения в спорном нежилом помещении исключительно кабинетов сотрудников ООО "Центрсервис" подтверждается показаниями административного истца К.С.С., являющегося директором ООО "Центрсервис", штатным расписанием ООО "Центрсервис" на 2021 - 2022 годы.
Основными видами деятельности ООО "Центрсервис", согласно уставу, являются: экспертиза промышленной безопасности; экспертиза проектной документации на строительство; экспертиза технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте; экспертиза декларации промышленной безопасности; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники и др.
Как установлено судом, по адресу нахождения спорного объекта ООО "Центрсервис" выдана лицензия на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, а также лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Как следует из показаний административного истца К.С.С., в спорном нежилом помещении сотрудниками ООО "Центрсервис" осуществляются экспертизы промышленной безопасности и оформляются соответствующие заключения.
Вход в спорное нежилое помещение осуществляется с соблюдением требований о пропускном и внутриобъектовом режиме, что подтверждается соответствующим Положением, утвержденным приказом генерального директора ООО "Центрсервис" в„– 09/01 от 9 января 2020 года, что исключает свободный доступ посторонних лиц на спорный объект недвижимости.
Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что спорное нежилое помещение используется для размещения служб, вовлеченных в производственный цикл деятельности организации и обеспечивающих функционирование производственного процесса.
Отнесение к общей площади "офисных" помещений кабинетов сотрудников и иных вспомогательных технических и производственных помещений, в том числе, кабинетов сотрудников административно-управленческого аппарата, бухгалтерии, службы безопасности, обеспечивающих функционирование всего производственного процесса, не может квалифицировать объект как используемый в целях офисного, делового, административного или коммерческого назначения, в связи с чем отнесение спорного объекта недвижимого имущества к офисам является неправомерным, поскольку не согласуется с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование помещения или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности организации и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, показаний допрошенных свидетелей, исследованных материалов, суд приходит к выводу, что акты проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого помещения от 13 января 2020 года и 2 ноября 2021 года не являются надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими обоснованность включения объекта с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2021 и 2022 годы.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в оспариваемый Перечень, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (Постановления от 13 декабря 2016 года в„– 28-П, от 10 марта 2017 года в„– 6-П, от 11 февраля 2019 года в„– 9-П).
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления К.С.С.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2021 года и с 1 января 2020 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление К.С.С. - удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225) в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227), в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2023 года.


------------------------------------------------------------------