По датам
Полезное
Выборки
Решение Брянского областного суда от 15.03.2023 по делу N 3а-271/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2021 N 1825 >
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2023 г. по делу в„– 3а-271/2023
УИД 32ОS0000-01-2022-001015-61
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Сайфутдиновой А.Т.,
представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х.Л.В. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022, 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 227), от 22 ноября 2022 года в„– 1734 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 226),
установил:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 226, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В названные Перечни включен принадлежащий Х.Л.В. объект недвижимого имущества с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...> (пункт в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 227; пункт в„– <...> Перечня на 2023 год в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 226).
Х.Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни принадлежащего ей объекта недвижимости, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект не используется, в помещении не производился ремонт, отсутствует входная дверь, инженерные коммуникации.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец Х.Л.В. просит суд:
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227;
- признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 226.
В судебное заседание административный истец Х.Л.В., ее представитель Л.В.И., представитель заинтересованного лица Клинцовской городской администрации не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
От представителя административного истца Л.В.И. поступило заявление о рассмотрении дела без участия административного истца и его представителя.
От представителей заинтересованного лица Клинцовской городской администрации Р.О.А., Е.С.Ю. поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель административного ответчика С.О.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, процедура опубликования правовых актов соблюдена. Спорный объект включен в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в качестве торгового объекта по предназначению согласно сведениям, содержащимся в технической документации.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 октября 2015 года в„– 6-198 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Клинцы Брянской области с 1 января 2016 года установлен и введен налог на имущество физических лиц.
Указанным решением ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, установлена в размере 2,0 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 2.4 решения); для прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 2.5 решения).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечень возлагает на административного истца, как его собственника, обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц в повышенном размере, в связи с чем Х.Л.В. вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227 и 226, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в Перечень на 2022 и 2023 годы.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как установлено судом, административный истец Х.Л.В. является собственником нежилого помещения, площадью 51,2 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Право собственности истца на указанное помещение зарегистрировано 9 декабря 2005 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование: "нежилое помещение", назначение: "нежилое помещение".
Спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в многоквартирном доме, площадью 3291,4 кв. м, с кадастровым номером в„– <...> расположенном по адресу: <...>.
Многоквартирный дом с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...>, расположен в пределах земельного участка, площадью 1688 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, имеющим вид разрешенного использования "для многоквартирной застройки".
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 декабря 2022 года в„– КУВИ-001/2022-222777051 в отношении многоквартирного дома с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 36 - 101), сообщением филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области от 12 января 2023 года (Т. 1 л.д. 157).
Указанный вид разрешенного использования земельного участка - "для многоквартирной застройки" - не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Изложенное свидетельствует о том, спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.
Таким образом, в настоящем случае возможность включения спорного нежилого помещения в Перечни как отдельного объекта имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования данного помещения.
При этом включение в Перечни нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, является самостоятельным и достаточным основанием для включения объектов в Перечни, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При решении вопроса о включении спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2022 и 2023 годы обследование помещения с целью установления вида его фактического использования не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.
Представителем административного ответчика представлен акт обследования спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, составленный по состоянию на 5 октября 2020 года.
Из указанного акта следует, что нежилое помещение не эксплуатируется, однако по данным технического паспорта от 8 января 2003 года площадь торговых помещений составляет 100% от общей площади объекта.
Суд полагает обоснованным включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2022 и 2023 годы в соответствии со сведениями о предназначении объекта недвижимого имущества, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации).
В материалы дела представлен технический паспорт на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, изготовленный межрайонным отделением в„– 4 ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 8 января 2003 года (Т. 1 л.д. 167 - 175).
Согласно экспликации к поэтажному плану здания, в состав спорного нежилого помещения, площадью 51,2 кв. м, входит помещение с наименованием "магазин", площадью 35,9 кв. м (позиция 1) (Т. 1 л.д. 174).
Из представленных документов следует, что 3 мая 2005 года в технический паспорт внесены сведения в части уточнения площади помещений, входящих в состав спорного нежилого помещения: площадь магазина зафиксирована в размере 35,9 кв. м (ранее 35,7 кв. м), вспомогательного помещения - 3,8 кв. м (ранее 11,5 кв. м), что также подтверждается сообщением межрайонного отделения в„– 4 ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от 6 февраля 2023 года (Т. 1 л.д. 214).
Указанная техническая документация в отношении спорного объекта недвижимого имущества с внесенными изменениями от 3 мая 2005 года зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 декабря 2022 года в„– КУВИ-001/2022-222777504 на нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 35).
Таким образом, помещение с наименованием "магазин" занимает более 20 процентов от общей площади спорного объекта (35,9 кв. м / 51,2 кв. м = 70%).
Главы 30 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 поименованного кодекса.
В силу предписаний пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" содержит следующее понятие торгового объекта: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, суд приходит к выводу, что такое наименование помещения в составе спорного объекта недвижимого имущества как "магазин", занимающего более 20% от общей площади нежилого помещения, предусматривает размещение торгового объекта.
Поскольку по своему предназначению спорное нежилое помещение на момент вынесения приказов о включении в Перечни на 2022 и 2023 годы по документам технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, включение объекта в названные Перечни произведено на законных основаниях в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы стороны административного истца о возможности включения объекта в Перечни только при условии его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд находит несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение помещения для размещения торговых объектов согласно сведениям, содержащимся в документах технического учета (инвентаризации).
В данном случае, вопреки позиции административного истца, натурное обследование спорного помещения с целью установления вида его фактического использования не требовалось, поскольку спорное помещение включено в Перечни на 2022 и 2023 годы как предназначенное для размещения торгового объекта.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о не использовании объекта недвижимости правового значения в рассматриваемом случае не имеют, поскольку фактическое использование либо неиспользование объекта недвижимости предоставлено на усмотрение его собственника, тогда как спорное помещение отнесено к перечню объектов, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества по иным критериям.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2022 и 2023 годы соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Х.Л.В. в полном объеме.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Х.Л.В. о признании недействующими:
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1825 от 26 ноября 2021 года (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227);
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1743 от 22 ноября 2022 года (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 226), - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА
Мотивированное решение составлено 29 марта 2023 года.
------------------------------------------------------------------