По датам
Полезное
Выборки
Решение Брянского областного суда от 13.03.2023 по делу N 3а-304/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующим пункта N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. Приказом от 27.11.2020 N 1723 >
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2023 г. по делу в„– 3а-304/2023
УИД 32OS0000-01-2022-001050-53
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.
при секретаре Ш.М.В.
с участием
прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца К.А.С., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Т.И. о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225),
установил:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года в„– 1333, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Карачевского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 21 декабря 2021 года в„– 1985 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Карачевского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 21 декабря 2021 года в„– 1985 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24 декабря 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 98 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 99 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 99 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2022 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 21 декабря 2021 года в„– 1985, от 22 декабря 2022 года в„– 1923, от 30 января 2023 года Nв„– 98, 99), включено здание, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2018 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2019 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2020 год - пункт в„– <...>, Перечень на 2021 года - пункт в„– <...>).
Административный истец М.Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них здания с кадастровый номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку они не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Исходя из сведений ЕГРН спорное здание не является административно-деловым и (или) торговым центром и не предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов. Из системного толкования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует, что единственной формой предоставления информации об объектах недвижимости из государственного кадастра недвижимости при разрешении уполномоченным органом вопроса о необходимости включения объектов недвижимости в Перечень являются только кадастровые паспорта объектов. Фактически в спорном здании расположен <...>. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на нее обязанность по уплате налога в завышенном размере.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просила суд признать:
- не действующим с 1 января 2018 года пункт в„– <...> в отношении следующего объекта: <...>, назначение: <...>, количество этажей, в том числе подземных <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Карачевского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 27 ноября 2017 года в„– 1333 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Карачевского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции Приказа в„– 1985 "О внесении изменений в приказ от 27 ноября 2017 года в„– 1333 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Карачевского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (21 декабря 2021 года);
- не действующим с 1 января 2019 года пункт в„– <...> в отношении следующего объекта: <...>, назначение: <...>, количество этажей в том числе подземных <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 29 ноября 2018 года в„– 1512 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции Приказа в„– 98 "О внесении изменений в приказ от 29 ноября 2018 года в„– 1512 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (30 января 2023 года);
- не действующим с 1 января 2020 года пункт в„– <...> в отношении следующего объекта: <...>, назначение: <...>, количество этажей в том числе подземных <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции Приказа в„– 99 "О внесении изменений в приказ от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (30 января 2023 года);
- не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в отношении следующего объекта: <...>, назначение: <...>, количество этажей, в том числе подземных <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции Приказа в„– 1923 "О внесении изменений в приказ от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (22 декабря 2022 года).
В ходе судебного разбирательства дела представитель административного истца уточнил заявленные исковые требования и просил суд признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в отношении следующего объекта: <...>, назначение: <...>, количество этажей, в том числе подземных <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции Приказа в„– 225 "О внесении изменений в приказ от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (17 февраля 2023 года).
От исковых требований в части признания действующим с 1 января 2018 года пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Карачевского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 27 ноября 2017 года в„– 1333; признания не действующим с 1 января 2019 года пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 29 ноября 2018 года в„– 1512; признания не действующим с 1 января 2020 года пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 25 ноября 2019 года в„– 1524, отказался, в связи с чем определением суда от 13 марта 2023 года производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений С.О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому использованию в качестве торгового объекта, поскольку актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание по фактическому использованию соответствует пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как под торговлю используется более чем на 20%. Кроме того, спорное здание подлежало включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как расположенное на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривал размещение торговых объектов, а также имеющее в своем составе помещения площадью более 20%, также предназначенные для размещения торговых объектов.
Административный истец М.Т.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направила.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца К.А.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Оспариваемый административным истцом Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на момент рассмотрения административного иска действует в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22 февраля 2023 года.
Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>
На момент рассмотрения административного иска спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень в действующей редакции под пунктом в„– <...>.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела и возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень на 2021 год в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объект торговли по виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен; по предназначению помещений, входящих в его состав, а также по фактическому использованию.
Рассматривая основания включения спорного здания в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, а также его фактического использования, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям ЕГРН спорный объект недвижимости имеет назначение: <...>, наименование: <...>.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится и в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Из изложенного следует, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности.
Обосновывая законность включения спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2021 год, управление имущественных отношений Брянской области представило акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому членами комиссии установлено, что на дату обследования более 20% общей площади здания используется под торговлю.
Однако, представленный в материалы дела акт обследования здания с кадастровым номером в„– <...>, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о фактическом использовании указанного здания в качестве офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания, так как выводы комиссии о фактическом использовании здания объективными данными не подтверждены. В указанном акте обследования не содержится сведений о площадях помещений, используемых под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не указано, какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения офисов, объектов торговли, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также не приведены основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании спорного помещения в указанных целях.
Таким образом, содержание указанного акта не позволяет достоверно определить фактическое использование спорного объекта как офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания, в связи с чем данный акт обследования не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень по его фактическому использованию.
Однако, судом в ходе рассмотрения настоящего дела была истребована техническая документация на спорный объект недвижимости.
Так, в соответствии с учетно-технической документацией здания с кадастровым номером в„– <...> - техническим паспортом на здание (строение), подготовленным ГУП Брянскоблтехинвентаризация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, действующим на момент принятия оспариваемого Перечня, в составе здания имелись следующие помещения:
- по цокольному этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- по первому этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- по второму этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м;
- по мансардному этажу: <...> - <...> кв. м, <...> - <...> кв. м <...> - <...> кв. м.
Таким образом, согласно документам технического учета в составе спорного здания на момент принятия Перечня на 2021 год имелись помещения, предусматривающие размещение торговых объектов (торговые залы), площадью <...> кв. м, что составляло 83,2% от общей площади здания, указанной в техническом паспорте (<...> кв. м).
Представленный административным истцом в материалы дела технический паспорт на спорный объект недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в составе здания с кадастровым номером в„– <...> отсутствуют помещения, которые могут использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания, не опровергает предназначение спорного здания для размещения объектов торговли в оспариваемый период, поскольку он составлен после принятия оспариваемого Перечня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июня 2015 года в„– 1259, федеральный законодатель в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установив необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, в качестве основного определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное здание с кадастровым номером в„– <...> расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>.
Указанный земельный участок находится у административного истца на праве собственности с <...>.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, действующим на момент включения спорного здания в оспариваемый Перечень объектов, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому
- к коду вида разрешенного использования 4.4 "магазины" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Согласно ответу филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, расположенном по адресу: <...>, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования "<...>".
ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка изменен с "<...>" на "<...>".
ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка изменен с "<...>" на "<...>".
Таким образом, на момент включения спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, оно располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускал размещение на нем торговых объектов.
Поскольку спорное здание отвечает двум из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, его фактическое использование для включения в оспариваемый Перечень правового значения не имеет, в связи с чем довод административного истца в указанной части подлежит отклонению.
Учитывая, что спорное здание на момент его включения в оспариваемый Перечень имело в своем составе помещения, предусматривающие размещение торговых объектов площадью более 20% от общей площади зданий, а также располагалась на земельном участке, вид разрешенного использования которого также предусматривал размещение на нем объектов торговли, суд приходит к выводу, что его включение в Перечень на 2021 год не противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска М.Т.И.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления М.Т.И. о признании не действующим с 1 января 2021 года пункта в„– <...> в отношении объекта недвижимости: <...>, назначение: <...>, количество этажей, в том числе подземных <...>, площадью <...> кв. м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер в„– <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа от 30 января 2023 года в„– 97 "О внесении изменений в приказ от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий
Е.М.БУРЛИНА
------------------------------------------------------------------