Типы документов



Решение Брянского областного суда от 10.08.2023 по делу N 3а-441/2023 <О признании частично не действующим пункта N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2022 N 1743 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2023 г. по делу в„– 3а-441/2023

УИД 32OS0000-01-2023-000188-36

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкобеневой Г.В.,
при секретаре Н.А.О.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца Е.О.Г., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.Е.А. о признании недействующим отдельного пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743,

установил:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173 "О внесении изменений в приказ от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 июля 2023 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа от 18 июля 2023 г. в„– 1173), включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: здание (торговый комплекс), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных - 0, общей площадью 518 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Перечень на 2023 год - пункт в„– <...>).
Административный истец В.Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости: здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Согласно документам технического учета по состоянию на 21 апреля 2022 года, действующим на момент включения объекта в оспариваемый Перечень, спорный объект с кадастровым номером в„– <...> имеет в своем составе помещение с наименованием "торговое", площадью 100,1 кв. м, что менее 20% от общей площади здания. Указанная часть здания сдается в аренду по договору в„– 12/22 от 25 ноября 2022 г. под организацию магазина по продаже запасных частей. Сдаваемая в аренду площадь 100,1 кв. м составляет менее 20% площади всего здания. Обследование фактического использования спорного объекта не соответствует технической документации, а именно техническому паспорту на объект по состоянию на 21 апреля 2022 г. Кроме того, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером в„– <...> с видом разрешенного использования: под объектами недвижимого имущества. Указанный земельный участок находится у административного истца в аренде. Включение указанного объекта в оспариваемый Перечень нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере. Неоднократные обращения в Управление имущественных отношений Брянской области в связи с изменением технической документации на объект недвижимости с просьбой проведения повторного осмотра с целью установления реальной площади, фактически используемой под торговлю, не были приняты во внимание с указанием, что выход Территориальной комиссии для составления акта нецелесообразен. При обращении административного истца в управление имущественных отношений Брянской области 17 января 2023 года с заявлением об исключении спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> из Перечня на 2023 год было принято решение об отказе в удовлетворении заявления истца.
На основании изложенного, с учетом уточнения требований, просит суд признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> в отношении объекта недвижимости: торгового комплекса, общей площадью 518 кв. м, кадастровый в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на территории Брянской области, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области в„– 1173 "О внесении изменений в приказ от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В судебном заседании представитель административного истца Е.О.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика С.О.В. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на административный иск и в судебном заседании пояснила, что процедура утверждения и опубликования оспариваемого нормативно-правового акта управлением была соблюдена. Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению на 2023 год, формировался в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, управление руководствовалось постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения Перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения", которым утвержден порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества, а также порядок формирования перечня. В соответствии с пунктом 4 указанного порядка при формировании Перечня управление определяет вид фактического использования объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: 1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; 2) сведений об объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН; 3) сведений о назначении объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); 4) информации о виде использования объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями объектов; 6) результатов, указанных в актах обследований.
По сведениям из ЕГРН, объект с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 518 кв. м, имеет назначение - "нежилое", наименование - "торговый комплекс". Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения от 14 февраля 2022 года установлено, что нежилое здание по данным технического учета от 27 декабря 2005 года соответствует критериям торгового объекта, поскольку площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет более 20% по фактическому использованию, здание фактически используется в качестве торгового объекта на 67,88%.
Указанный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта.
Административный истец В.Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направила.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца Е.О.Г., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66, управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 Закона Брянской области в„– 28-З).
Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173, издан уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предписывает судам при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются фактические обстоятельства, связанные с установлением назначения, разрешенного использования, наименования помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня на 2023 год в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание; назначение: нежилое; наименование: здание (торговый комплекс); количество этажей: 1, в том числе подземных этажей: 0, общей площадью 518 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
Оспариваемый административным истцом Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на момент рассмотрения административного иска определен приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 июля 2023 года.
Спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2023 год в действующей редакции на момент рассмотрения дела в суде под пунктом в„– <...>.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании камерального обследования, без обязательного обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального обследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой объект подлежит обязательному обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорное здание с кадастровым номером в„– <...> расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью 10509+/-35,88 кв. м, расположенном по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под объектами недвижимого имущества.
Указанный земельный участок находится у административного истца на праве аренды.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения оспариваемого Перечня, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В данном Классификаторе определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: "Бытовое обслуживание", предусматривающий размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3); "Деловое управление", предусматривающий размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (код 4.1); "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающий размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (код 4.2); "Магазины", предусматривающий размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м (код 4.4); "Общественное питание", предусматривающий размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (код 4.6).
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, а до его вступления в силу в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что названный вид предусматривает размещение на этом земельном участке офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела и возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень на 2023 год в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта. Актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого помещения от 14 февраля 2022 года установлено, что нежилое здание по данным технического учета от 27 декабря 2005 года соответствует критериям торгового объекта, поскольку площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет более 20% по фактическому использованию, здание используется в качестве торгового объекта на 67,88%. По сведениям ЕГРН, объект с кадастровым номером в„– <...> имеет назначение: "нежилое", наименование: "торговый комплекс".
Рассматривая основания включения спорного здания в Перечень на 2023 год по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, а также его фактического использования, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Проверяя утверждение представителя административного ответчика, что в соответствии с учетно-технической документацией спорного здания с кадастровым номером в„– <...> - техническим паспортом здания (строения), подготовленным по состоянию на 26 декабря 2005 года, действующим на момент составления акта проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания, по состоянию на 14 февраля 2022 года спорный объект недвижимости имел назначение - "нежилое", наименование - "торговый комплекс" и в его составе имелись следующие помещения: торговое - 13,4 кв. м подсобное - 4,5 кв. м, подсобное - 4,3 кв. м, торговый зал - 351,6 кв. м, торговый зал - 144,2 кв. м, всего - 518 кв. м, судом установлено, что на момент издания приказа в„– 1743 от 22 ноября 2022 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" актуальным являлся технический паспорт на спорный объект, составленный по результатам обследования помещений от 21 апреля 2022 года.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что поскольку здание длительное время с 2018 года используется для сдачи по договору аренды как торговое помещение лишь частично в площади 100,1 кв. м, собственником была возведена строительная перегородка, отделяющая торговый зал от остальной площади объекта и изменено назначение помещений, в связи с чем было произведено обследование здания и составлен технический паспорт от 21 апреля 2022 года.
После возведения строительной перегородки в составе здания имеются следующие помещения: кабинет - 14,2 кв. м, подсобное - 4,9 кв. м, санузел - 5,6 кв. м, торговое 100,1 - кв. м, подсобное 261,7 кв. м, подсобное 160,3 кв. м, всего - 546,8 кв. м.
Таким образом, согласно документам технического учета по состоянию на 21 апреля 2022 года, на момент принятия оспариваемого Перечня на 2023 год, в составе здания с кадастровым номером в„– <...> имелись помещения, предусматривающие размещение торговых объектов (торговый зал, торговое), площадью 100,1 кв. м, что составляет 18,3% от общей площади здания в размере 546 кв. м. Изменение ранее учтенной общей площади 518 кв. м на 546 кв. м не вызвано строительными работами, а является следствием более точных замеров площади здания сотрудниками ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация". Иных строительных работ на спорном объекте не производилось.
Судом допрошена в качестве свидетеля инженер ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО7, которая являлась членом комиссии по проведению мероприятий 14 февраля 2022 года для определения фактического использования нежилого здания, расположенного по адресу: <...>. Свидетель пояснила, что выезжала в составе комиссии на спорный объект в рамках государственного задания. По факту установили, что в здании имеется торговый зал для продажи деталей для иномарок, он отгорожен стеллажами. Другие помещения в здании не используются. Замеры проводились с учетом технического паспорта от 26 декабря 2005 года всей торговой площади. Отдельно торговую площадь, отгороженную стеллажами, не замеряли. Помещение (позиция 4) используется не все. В 2022 году была возведена перегородка, которая отделяет торговый зал, за ней помещение не используется как торговое.
Свидетель ФИО8 сотрудник ФИО11 пояснил, что всего используется под торговую точку по договору аренды с ноября 2022 года 100,1 кв. м. Торговый зал отделен перегородкой. <...> не используется, товар мелкий и представлен на стеллажах, подсобные помещения не нужны. Ранее была перегородка из стеллажей, затем из гипсокартона на том же месте.
Изложенное не позволяет отнести здание с кадастровым номером в„– <...> к административно-деловым и торговым центрам.
Управлением имущественных отношений Брянской области достоверных доказательств соответствия здания с кадастровым номером в„– <...> признакам, закрепленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая, что на момент включения здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2023 год управление имущественных отношений Брянской области не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов его общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемый Перечень на 2023 год здания с кадастровым номером в„– <...>.
Суд принимает во внимание, что после возведения строительной перегородки и составления нового технического паспорта здания административный истец неоднократно обращалась в управление имущественных отношений Брянской области для устранения противоречий акта проведения мероприятий для определения вида фактического использования здания от 14 февраля 2022 года в связи с произведенными строительными работами до издания Перечня на 2023 год, что подтверждено новой технической документацией, однако ей было отказано в связи с нецелесообразностью повторного осмотра. При этом административный ответчик не принял во внимание, что актуальная информация о фактическом использовании здания имеет правовое значение на момент издания оспариваемого Перечня на 2023 год, а не на момент составления акта 14 февраля 2022 года.
Доводы административного ответчика о том, что, несмотря на изменение площади торгового помещения, спорное здание с кадастровым номером в„– <...> отвечало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что и явилось основанием для включения в оспариваемый Перечень на 2023 год, подлежат отклонению. Судом установлено, что момент издания приказа в„– 1743 от 22 ноября 2022 года здание согласно данным технического учета 21 апреля 2022 года не соответствовало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и иных оснований для включения объекта недвижимости в Перечень на 2023 год не имелось.
Вопреки доводам представителя административного ответчика наименование здания "торговый комплекс" само по себе не предусмотрено пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в числе условий, которым должно соответствовать здание административно-делового и торгового центра. В связи с этим любое наименование зданий не дает оснований для отнесения их к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Принимая во внимание, что приказ определяет Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год и в оспариваемой части затрагивает интересы непосредственно административного истца, являющейся собственником здания, расположенного по адресу: <...>, плательщиком налога на имущество, то В.Е.А. вправе обратиться в суд с указанным иском.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Судебные расходы административного истца на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, понесенные В.Е.А. при подаче административного искового заявления, подлежат возмещению административным ответчиком - управлением имущественных отношений Брянской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление В.Е.А. удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области в„– 1173 "О внесении изменений в приказ от 22 ноября 2023 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в перечень объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>: торгового комплекса, общей площадью 518 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу В.Е.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Г.В.ШКОБЕНЕВА

Мотивированное решение составлено 16 августа 2023 года.


------------------------------------------------------------------