Типы документов



Решение Брянского областного суда от 18.08.2023 по делу N 3а-472/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2022 N 1743 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2023 г. по делу в„– 3а-472/2023

УИД 32ОS0000-01-2023-000244-62

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Шидловского В.О.,
представителя административного истца К.С.В.,
представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.И.Е. о признании частично не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа от 18 июля 2023 года в„– 1173), взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 25 июля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В Перечень на 2023 год включен объект недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 578,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности Н.И.Е. (пункт в„– в„– <...> Перечня в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173).
Н.И.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень на 2023 год принадлежащего ей объекта недвижимого имущества, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемого Перечня административный истец Н.И.Е. просит признать не действующим:
- с 1 января 2023 года пункт в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденный приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1173 "О внесении изменений в приказ от 22.11.2022 в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" от 18.07.2023, в части включения в него пункта в„– в„– <...> (Перечня), в который включен объект недвижимости: нежилое помещение, механическая мастерская (часть вспомогательного корпуса) с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, с разрешенным видом использования: для размещения промышленных объектов, принадлежащий на праве собственности Н.И.Е.;
- взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Представитель административного истца по доверенности К.С.В. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что спорное нежилое помещение передано Н.И.Е. в безвозмездное пользование ЗАО "ВН-Брянск", которым, в свою очередь, часть площадей спорного объекта переданы в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для использования в качестве складов.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемый приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемого нормативного правового актов соблюдена. Спорное нежилое помещение включено в Перечень на 2023 год как торговый объект, поскольку актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования от 18 апреля 2022 года установлено, что нежилое помещение используется для размещения торговых объектов на площади более 20% от общей площади.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 указанного Решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка определена в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 7); в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 9).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечень затрагивает права административного истца, как его собственника, в связи с чем Н.И.Е. вправе оспаривать законность соответствующего правового акта об утверждении Перечня на 2023 год.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующего в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как установлено судом, начиная с 1 марта 2017 года, административный истец Н.И.Е. является собственником нежилого помещения с наименованием: механическая мастерская (часть вспомогательного корпуса), с кадастровым номером в„– <...>, площадью 578,1 кв.м., расположенного по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 33 - 35).
Указанное нежилое помещение расположено в здании, имеющим назначение: нежилое, наименование: нежилое, площадью 883,4 кв.м., с кадастровым номером в„– <...>, по адресу: <...> (Т.1 л. д. 36 - 38).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 4 мая 2023 года в„– КУВИ-001/2023-104500375 (Т. 1 л. д. 36-38) следует, что в состав нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, помимо спорного нежилого помещения с кадастровым номером N, входит помещение с кадастровым номером в„– <...>.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 305,3 кв.м., имеет назначение: нежилое, наименование: котельная, принадлежит на праве собственности ЗАО "ВН-Брянск", начиная с 17 декабря 2007 года (Т. 1 л.д. 48).
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> не имеет в своем составе помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из сообщения ППК "Роскадастр" по Брянской области от 5 июня 2023 года, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером в„– <...> (Т. 1 л.д. 53).
При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 августа 2023 года в„– КУВИ-001/2023-186903940, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 2279 кв.м, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации производственных зданий, поставлен на кадастровый учет 19 декабря 2008 года с кадастровым номером в„– <...> (Т. 2 л.д. 32 - 44).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2023 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>, - для эксплуатации производственных зданий - не соответствует пунктам 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, и кодам 3.3, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года в„– 540 и Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, учитывая, что земельный участок по адресу расположения данного здания имеет вид разрешенного использования, не предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и (или) общественного питания, не представляется возможным сделать вывод о том, что указанное здание может быть отнесено к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость, по виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте (инвентарное дело в„– 4136/1) на здание, расположенное по адресу: <...> (лит. Б), изготовленном ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 5 декабря 2003 года с изменениями от 19 июня 2012 года, здание имеет наименование: механическая мастерская (часть вспомогательного корпуса), котельная, назначение: производственное.
В составе здания общей площадью 870,1 кв.м. имеются следующие помещения:
- в подвальном этаже: машинное отделение площадью 17,7 кв.м.;
- на первом этаже механических мастерских: коридор, площадью 9 кв.м.; склад, площадью 90,4 кв.м.; склад, площадью 26,1 кв.м.; коридор, площадью 10,1 кв.м.; туалет, площадью 1,3 кв.м.; душевая, площадью 6,3 кв.м.; лестница, площадью 1,2 кв.м.; коридор, площадью 2,5 кв.м.; подсобное, площадью 4,2 кв.м.; комната отдыха, площадью 26,2 кв.м.; коридор, площадью 2,1 кв.м.; сауна, площадью 7,7 кв.м.; подсобное, площадью 6,3 кв.м.; кабинет, площадью 9,5 кв.м.; кабинет, площадью 9,1 кв.м.; производственное, площадью 31,6 кв.м.; коридор, площадью 12,1 кв.м.; коридор, площадью 4,3 кв.м.; производственное, площадью 93,2 кв.м.; производственное, площадью 127,5 кв.м.; кабинет, площадью 7,3 кв.м.; кладовая, площадью 1,7 кв.м.; кладовая, площадью 1,3 кв.м.; подсобное, площадью 14,1 кв.м.; коридор, площадью 3,9 кв.м.; туалет, площадью 2,2 кв.м.; санузел, площадью 3,1 кв.м; подсобное, площадью 4,1 кв.м., производственное, площадью 25,7 кв.м., итого 544,1 кв.м.;
- на первом этаже по котельной: машинное отделение, площадью 16,4 кв.м.; душевая, площадью 1,6 кв.м.; туалет, площадью 1,3 кв.м.; подсобное, площадью 1,5 кв.м.; подсобное, площадью 11,7 кв.м.; котельная, площадью 94,5 кв.м.; склад, площадью 17,1 кв.м.; венткамера, площадью 4,4 кв.м.; коридор, площадью 6,4 кв.м.; котельная, площадью 132,5 кв.м.; итого: 284,4 кв.м., всего по 1 этажу: 831,5 кв.м.;
- антресольный этаж: подсобное, площадью 6,8 кв.м.; бассейн, площадью 14,1 кв.м., всего площадь антресольного этажа 20,9 кв.м., итого по механической мастерской - 565 кв.м., итого по котельной - 305,1 кв.м.
Таким образом, из сведений технического учета (инвентаризации) следует, что в составе здания с кадастровым номером в„– <...> не имеется помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, при этом суд отмечает, что наименование "кабинет" не является равнозначным понятию "офис".
Технический паспорт в отношении спорного нежилого помещения, изготовленный кадастровым инженером ФИО17 по состоянию на 16 февраля 2022 года (Т. 2 л.д. 25 - 31), подлежит признанию судом недопустимым доказательством по следующим основаниям.
Согласно указанному техническому паспорту, площадь спорного нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, составляет 564,7 кв.м., из них по первому этажу: 543,8 кв.м., по антресольному этажу: 20,9 кв.м.; в состав объекта входят помещения с наименованием: коридор, складское, туалет, душевая, лестница, подсобное, комната отдыха, сауна, производственное, тамбур, основное, складское, кабинет, кладовая, санузел.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ) кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В соответствии с пунктом 4.1 названного Закона кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона в„– 221-ФЗ в результате выполнения указанных кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Нормой статьи 37 Федерального закона в„– 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно пункту 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на момент составления технического паспорта от 16 февраля 2022 года) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане, в частности, указываются сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении указанных объектов (пункты 1, 3 части 2 статьи 24 Закона о регистрации).
Технический план состоит из графической и текстовой части (часть 3 статьи 24 Закона о регистрации).
Форма технического плана, требования к его подготовке, требования к подготовке плана части здания и определению площади здания, строения, сооружения устанавливаются соответствующим органом (часть 13 статьи 24 Закона о регистрации).
Технический паспорт, составленный в отношении спорного объекта недвижимости кадастровым инженером ФИО18 по состоянию на 16 февраля 2022 года, не соответствует требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 в„– 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", действовавшим на момент проведения кадастровым инженером обследования спорного помещения.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона в„– 221-ФЗ установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
На сегодняшний день технический паспорт может быть оформлен в рамках технического учета (то есть технической инвентаризации и паспортизации) для целей учета жилищного фонда (части 4, 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 в„– 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации").
На основании изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом в„– 221-ФЗ результатом кадастровых работ является технический план или акт обследования, в соответствии с требованиями Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, в то время как с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов в отношении таких объектов недвижимости, как нежилое помещение, не предусмотрено действующим законодательством, представленный административным истцом технический паспорт на спорное нежилое помещение, составленный по состоянию на 16 февраля 2022 года, нельзя признать допустимым доказательством по настоящему административному делу.
Таким образом, актуальной технической документацией в отношении нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, является технический паспорт, изготовленный ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 5 декабря 2003 года с изменениями от 19 июня 2012 года.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения помещения в Перечни по данному критерию не имелось.
Таким образом, возможность включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в оспариваемый Перечень в настоящем случае должна выясняться исходя из предназначения, наименования или фактического использования данного помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Как указывалось выше, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет назначение: нежилое, наименование: механическая мастерская (часть вспомогательного корпуса); согласно сведениям технического учета (инвентаризации) в составе спорного объекта не имеется помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Изложенное свидетельствует об отсутствии достаточных оснований для включения в Перечень на 2023 год спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации).
При этом суд полагает обоснованным включение нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2023 год по фактическому использованию как торгового объекта.
К указанному выводу суд приходит по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка при формировании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Объектов) на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области; сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН; сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов); информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; результатов, указанных в актах обследований.
Пунктами 2, 9 Порядка предусмотрено, что мероприятия, направленные на выявление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) Объектов в целях включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость либо исключения соответствующих Объектов из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляются Территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования Объектов путем обследований Объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) Объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости.
Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике определения вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года в„– 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - Акт) по форме согласно приложению в„– 1 к настоящей Методике. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.
Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости от 18 апреля 2022 года установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 578,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, используется для размещения торговых объектов, площадью 123 кв.м., что составляет 21,28% от общей площади спорного объекта (123 кв.м./578,1 кв.м. x 100% = 21, 28% (Т.1 л.д. 72 - 73)).
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в поименованном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Понятие "торговый объект" приведено в статье 2 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ и в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> от 18 апреля 2022 года суд признает надлежащим и достоверным доказательством соответствия спорного объекта недвижимости требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он составлен уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п.
Обстоятельства, изложенные в акте обследования от 18 апреля 2022 года, подтверждаются фототаблицей, показаниями свидетелей, иными материалами дела.
Как следует из акта от 18 апреля 2022 года, мероприятия по обследованию нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> проведены путем камерального и последующего натурного обследования с доступом в помещение.
Из показаний сотрудников ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО19., допрошенных в качестве свидетелей в судебном заседании 3 августа 2023 года, следует, что 18 апреля 2022 года ими произведено натурное обследование нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, площадью 578,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>. В ходе обследования установлено, что в спорном объекте произведена перепланировка, в связи с чем составлен актуальный план объекта (Т. 1 л.д. 82). В помещении, обозначенном на плане как позиция 1, площадью 31,2 кв.м., размещался магазин "Кровля 32". На входной двери имелась вывеска с указанием времени работы и объявлением о распродаже товаров, в помещении располагались полки с товаром, также товар размещался на стенах, на товарах имелись ценники, в помещении находился продавец, имелся терминал для расчетов банковскими картами. В помещении, обозначенном на плане как позиция 2, площадью 42,3 кв.м., позиция 3, площадью 49,5 кв.м., общей площадью 91,8 кв.м. располагался магазин "Вентиляция". На входной двери в магазин "Вентиляция" имелась вывеска с указанием времени работы, в помещении находились полки с товаром, на товарах были наклеены ценники, в помещении имелся кассовый аппарат. В ходе обследования произведены замеры помещений, используемых для размещения магазинов, которая составила 123 кв.м., или 21,28% от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>.
Показания сотрудников ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО20 суд признает допустимыми доказательствами по делу, поскольку показания свидетелей последовательны, не противоречивы, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Показания свидетелей также подтверждаются фотоматериалами, приложенными к акту обследования от 18 апреля 2022 года, фиксирующими размещение в спорном объекте магазинов "Вентиляция", "Кровля32", наличие в помещениях витрин, полок с товарами, снабженных ценниками, оборудования для расчета с покупателями (Т. 1 л.д. 78 - 81, 201 - 207), а также иными материалами дела.
Так, согласно договору аренды от 1 апреля 2022 года, ООО "Брянск-Вентиляция плюс" в спорном объекте с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...> арендует помещение, площадью 93 кв.м., для использования как складское помещение, из которых 10 кв.м. - торговая площадь (Т. 1 л.д. 149 - 152).
Согласно договору аренды в„– 2 от 16 сентября 2022 года, заключенного между ЗАО "ВН-Брянск" и директором ООО "Фасады и кровля" ФИО21., ООО "Фасады и кровля" в спорном объекте арендует помещение, площадью 32 кв.м. (Т. 1 л.д. 153 - 156).
Доводы представителя административного истца об использовании ООО "Брянск-Вентиляция плюс" в спорном объекте в качестве торговой площади исключительно 10 кв.м. согласно договору аренды, и ООО "Фасады и кровля" - площади 32 кв.м. для осуществления складской деятельности, опровергаются актом обследования от 18 апреля 2022 года, фотоматериалами, показаниями сотрудников ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО22 согласно которым помещения, занимаемые ООО "Брянск-Вентиляция плюс" и ООО "Фасады и кровля", используются не в целях складирования товара, а полностью для ведения торговой деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц дополнительными видами деятельности ООО "Брянск-Вентиляция плюс" являются, в том числе, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 47.19), торговля розничная металлическими и неметаллическими конструкциями в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.52.73), торговля розничная прочими строительными материалами (код ОКВЭД 47.52.79), торговля розничная прочая в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.78) (Т. 2 л.д. 60 - 65).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц одним из дополнительных видов деятельности ООО "Фасады и Кровля" является торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.52) (Т. 2 л.д. 53 - 59).
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной налоговой службы по Брянской области от 9 августа 2023 года, по адресу: <...> зарегистрированы 32 единицы контрольно-кассовой техники, в том числе на ООО "Брянск-Вентиляция плюс", а также на индивидуальных предпринимателей ФИО23, являющихся арендаторами помещений в спорном нежилом помещении с кадастровым номером в„– <...> (Т. 2 л.д. 8 - 9).
О нахождении в спорном объекте магазинов ООО "Брянск-Вентиляция плюс", "Кровля32" также свидетельствует информация из открытых источников в сети "Интернет", в том числе фотоснимки, реклама, отзывы покупателей (Т. 2 л. д. 45-52).
Изложенные обстоятельства в их совокупности подтверждают фактическое использование спорного нежилого помещения для размещения торговых объектов на площади более 20% от общей площади объекта (123 кв.м./578,1 кв.м. x 100% = 21, 28%).
Доводы стороны административного истца о том, что факт использования спорного объекта для размещения складов установлен ранее вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 15 июля 2019 года по административному делу в„– 3а-694/2019, которым удовлетворены административные исковые требования Н.И.Е. об исключении нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> из Перечня на 2019 год, подлежат отклонению судом, поскольку предметом оспаривания в рамках указанного дела являлся иной нормативно-правовой акт, в связи с чем решение по данному делу не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные судом обстоятельства фактического использования спорного нежилого помещения для размещения торговых объектов на площади более 20% от общей площади объекта, суд приходит к выводу о правомерности включения объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2023 год, как соответствующего критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований для исключения названного объекта недвижимости из Перечня на 2023 год при собранных по делу доказательствах не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления, а также взыскания судебных расходов не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Н.И.Е. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Н.И.Е. о признании не действующим пункта в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173), в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, взыскании расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 1 сентября 2023 г.


------------------------------------------------------------------