По датам
Полезное
Выборки
Решение Брянского областного суда от 11.10.2023 по делу N 3а-509/2023 <О признании не действующим пункта 8 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Брянской области от 17.10.2022 N 441-п, в части слов "производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения">
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2023 г. по делу в„– 3а-509/2023
УИД 32OS0000-01-2023-000296-03
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Шкобеневой Г.В.
при секретаре Н.А.О.,
при участии представителя административного истца - по доверенности заместителя прокурора Коберника Р.П., представителя административного ответчика Правительства Брянской области по доверенности Н.О.Н., представителей заинтересованного лица Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области по доверенностям К.Д.А., П.Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года в„– 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Брянской области", Постановлением Правительства Брянской области от 17 октября 2022 г. в„– 441-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).
Нормативный акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 19 октября 2022 г.
Согласно пункту 8 Порядка департамент семьи на основании данных, содержащихся в сводном списке, производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направляет сведения о них в орган местного самоуправления. В случае отсутствия информации о месте жительства (месте нахождения) ребенка-сироты, подлежащего обеспечению жилым помещением, и его неустановления вследствие предпринятых мер органами местного самоуправления департамент семьи представляет в орган местного самоуправления сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения и заключает договор найма специализированного жилого помещения по форме типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года в„– 548.
Прокурор Брянской области обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 8, 9 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденные Постановлением Правительства Брянской области от 17 октября 2022 г. в„– 441-п.
Обращаясь в суд с указанным иском административный истец полагает, что Порядок предоставления жилых помещений фактически устанавливает очередность для реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанное нормативно-правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, в соответствии с которым отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, производится исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, противоречит федеральному законодательству, в котором в настоящее время отсутствует правовая норма, устанавливающая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется исходя из времени возникновения права на обеспечение жилым помещением.
При этом, по мнению административного истца, отсутствие в законодательстве Российской Федерации указания на срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. В этой связи отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, не отвечает требованиям федерального законодательства и нарушает право детей-сирот на обеспечение жильем на условиях, определенных федеральным законодательством.
Формирование субъектом Российской Федерации Списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения, а также может осуществляться с целью определения потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот.
Административный истец полагает, что Порядком (п. 8, 9) установлены дополнительные, не закрепленные федеральным законодательством, основания предоставления жилых помещений детям-сиротам. Фактически предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с очередностью, состоящей из детей-сирот, наделенных правом быть обеспеченными жилыми помещениями на безвозмездной основе.
Административный истец полагает, что осуществляемое в настоящее время правоприменение Порядка приводит к нарушению конституционного права на жилище граждан, остро нуждающихся в социальной защите.
В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования и просит суд признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу суда пункт 8 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 17 октября 2022 года в„– 441-п в части слов: "производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения...".
В суде представитель административного истца прокуратуры Брянской области по доверенности Коберник Р.П. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения.
Представитель административного ответчика Правительства Брянской области по доверенности Н.О.Н. исковые требования не признала, представила письменные возражения, указав, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Брянской области, соответствует действующему законодательству. Отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направление сведений о них в орган местного самоуправления являются формой реализации возложенных на субъект Российской Федерации полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Брянской области поддержала изложенную в возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представители заинтересованного лица Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области по доверенности К.Д.А. и П.Н.Г. исковые требования не признали, в письменных возражениях ссылаются на то, что оспариваемый нормативный акт соответствует федеральному законодательству в регулируемой сфере и с учетом дополнений действующего в настоящее время законодательства федеральный законодатель предполагает наличие очередности при предоставлении жилья льготной категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме с учетом правовой позиции, изложенной в возражениях.
Выслушав представителя административного истца по доверенности заместителя прокурора Брянской области Коберника Р.П., представителя административного ответчика Правительства Брянской области Н.О.Н., представителей заинтересованного лица Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области по доверенности К.Д.А., П.Н.Г., Брянский областной суд полагает заявленные административные требования подлежащими удовлетворению.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи.
Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8 Федерального закона в„– 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с приведенной выше федеральной нормой (пункту 3 статьи 8 Федерального закона в„– 159-ФЗ).
Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта Порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 в„– 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования вышеуказанного списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Брянская область как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов Брянской области. Нормотворчество органов государственной власти области осуществляется на основе принципа законности (часть 1 статьи 1, статья 2 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 в„– 28-З (редакции от 26 декабря 2022 г.) "О законах Брянской области и иных нормативных правовых актах Брянской области").
Вопросы обеспечения жилыми помещениями вышеуказанных категорий граждан из числа детей-сирот на территории Брянской области регулируются Законом Брянской области от 29 декабря 2012 в„– 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Брянской области".
Согласно статье 4 названного Закона Брянской области предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда вышеуказанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Брянской области.
Постановлением Правительства Брянской области от 17 октября 2022 в„– 441-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений" определен механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления с учетом информации департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о лицах, нуждающихся в жилых помещениях на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 8 Порядка департамент семьи на основании данных, содержащихся в сводном списке, производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направляет сведения о них в орган местного самоуправления. В случае отсутствия информации о месте жительства (месте нахождения) ребенка-сироты, подлежащего обеспечению жилым помещением, и его неустановления вследствие предпринятых мер органами местного самоуправления департамент семьи представляет в орган местного самоуправления сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 16 февраля 2023 г. в„– 14 произведена реорганизация департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области путем присоединения к нему управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области. Наименование нового учреждения - департамент социальной политики и занятости населения Брянской области.
Обращаясь в суд с иском административный истец указал, что оспариваемое положение Порядка предоставления жилых помещений фактически устанавливает очередность для реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что противоречит федеральному законодательству.
В адрес Губернатора Брянской области 19 апреля 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства при нормативно-правовом регулировании вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, в котором указано на то, что на законодательном уровне в области в настоящее время закреплена очередность детей-сирот, наделенных правом быть обеспеченными жилыми помещениями непосредственно после его возникновения.
Отмеченное нормативно-правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам требует корректировки с целью обеспечения прав детей-сирот на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на условиях, определенных федеральным законодательством.
Представитель административного ответчика при этом ссылается на то, что в целях обеспечения антикоррупционности выбора среди граждан, имеющих равные правовые основания на предоставление им жилых помещений, департаментом социальной политики и занятости населения Брянской области на основании данных, содержащихся в сводном списке, производится отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направление сведений о них в орган местного самоуправления.
В ходе рассмотрения представления прокуратуры Брянской области Правительство Брянской области оснований для его удовлетворения не усмотрело, поскольку лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, во всех случаях превышает количество жилых помещений, приобретаемых в соответствующих муниципальных образованиях, Порядком предусмотрено принятие решений о предоставлении жилья на основе принципа социальной справедливости, то есть исходя из времени возникновения у лиц права на обеспечение жильем (от более ранних к поздним). Это позволило упорядочить принятие решений уполномоченным органом об обеспечении жилыми помещениями конкретных лиц.
При этом суд отмечает, что в ответе Правительства Брянской области от 15 мая 2023 г. на представление прокурора Брянской области от 19 апреля 2023 г. указано на формирование в Брянской области фактической очереди из числа детей-сирот на получение жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что в ответах на обращения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу предоставления специализированного жилья органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по обеспечению жильем указанной категории граждан, ссылаются на очередность предоставления жилья по списку в соответствии с датой наступления оснований предоставления жилого помещения.
Анализ положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывает на то, что в норме отсутствует срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан. Указанное не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. В этой связи отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, не отвечает требованиям федерального законодательства и нарушает право детей-сирот на обеспечение жильем на условиях, определенных федеральным законодательством.
В федеральном законодательстве, регулирующем вопросы социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время отсутствует правовая норма, устанавливающая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется исходя из времени возникновения права на обеспечение жилым помещением.
При этом отсутствие в законодательстве Российской Федерации указания на срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В этой связи отбор департаментом социальной политики и занятости населения кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, не отвечает требованиям приведенных выше норм федерального законодательства и нарушает право детей-сирот на обеспечение жильем на условиях, определенных федеральным законодательством.
Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. На это указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.).
Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время принятым Федеральным законом от 29 мая 2023 года в„– 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу 29 мая 2023 года, статья 8 Федерального закона в„– 159-ФЗ дополнена пунктом 9.1, которым предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
Формирование в Брянской области Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Формирование субъектом Российской Федерации такого Списка означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения, а также может осуществляться с целью определения потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот.
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения. При этом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, имеют преимущественное право перед другими лицами на обеспечение жилыми помещениями. Порядок очередности предоставления жилых помещений иным категориям детей-сирот законодательством не установлен (пункт 9.1 статьи 8 Закона в„– 159-ФЗ; пункт 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.).
Субъекты Российской Федерации не вправе определять дополнительные меры или препятствия, ограничивающие реализацию вышеуказанной категорией лиц права на обеспечение жилыми помещениями.
Дополнительное законодательное регулирование относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших участие в специальной военной операции, не может служить основанием для установления очередности, не предусмотренной федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при вышеизложенном правовом регулировании вопроса предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Брянской области в оспариваемом нормативной акте установлены дополнительные, не закрепленные федеральным законодательством, основания предоставления жилых помещений, исходя из времени возникновения права у детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма в соответствии с очередностью.
Концепция Федерального закона от 21 декабря 1996 года в„– 159-ФЗ предполагает своевременное обеспечение детей-сирот жильем в момент, когда в отношении них заканчивается попечительство. Экономические трудности исполнения вышеуказанных обязательств по внеочередному предоставлению жилья детям-сиротам не могут устанавливать дополнительные условия, в том числе очередность предоставления жилья исходя из времени возникновения права.
Суд полагает необходимым отметить, что установленные в оспариваемой норме условия отбора детей-сирот исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, применяемые во взаимосвязи с содержанием статьи 8 Федерального закона в„– 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., с учетом предмета правового регулирования (внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в абзаце первом пункта 25 постановления от 29 ноября 2007 г. в„– 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. в„– 11-П, от 11 ноября 2003 г. в„– 16-П и от 21 января 2010 г. в„– 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пп. "а", "в", "ж" п. 3, пп. "в" п. 4), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. в„– 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий.
По мнению суда, юридико-лингвистический анализ содержания оспариваемой нормы пункта 8 Порядка предоставления жилых помещений в части слов "исходя из времени возникновения права" свидетельствует о наличии неопределенности в понимании смысла нормы, возможности ее неоднозначного толкования.
Конструкция оспариваемой нормы и включение в нее дополнительных условий предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, (обеспечение исходя из времени возникновения права на получение жилья), при закреплении в федеральном законодательстве внеочередного предоставления указанной категории граждан жилья, приводит к предоставлению жилья в порядке очередности. Отбор детей-сирот из Списка исходя из времени возникновения права на получение жилья противоречит целям формирования Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который констатирует наличие предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения, а также может определять потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого субъекту на цели обеспечения жильем детей-сирот.
Таким образом, указание в оспариваемой норме дополнительного условия предоставления жилого помещения детям-сиротам исходя из времени возникновения права на обеспечение жилым помещением создает правовую неопределенность, вызывает неоднозначное толкование, что в силу приведенных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации влечет признание данной нормы не действующей в оспариваемой части.
Доводы представителя административного ответчика и представителей заинтересованного лица о том, что отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направление сведений о них в орган местного самоуправления являются формой реализации возложенных на субъект Российской Федерации полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат отклонению судом, поскольку противоречат действующему федеральному законодательству, создают ситуацию правовой неопределенности в обеспечении гарантий, установленных государством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут учитываться судом при разрешении заявленных требований.
Доводы представителя административного ответчика о том, что формулировка "отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения" не может трактоваться как установление дополнительного основания предоставления жилых помещений детям-сиротам, которые не закреплены федеральным законодательством, также не могут быть приняты судом, поскольку из материалов дела усматривается, что в Брянской области предоставление жилья детям-сиротам осуществляется после отбора кандидатов из сводного списка, формируемого департаментом социальной политики и занятости населения Брянской области по фактической очереди, и направления сведений в органы местного самоуправления для предоставления жилого помещения отобранному кандидату. Такой механизм для достижения необходимого правового результата предоставления жилья исходя из времени возникновения права противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд приходит к выводу о признании его не действующим в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Брянской области удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 17 октября 2022 года в„– 441-п, в части слов: "производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения...".
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте Правительства Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Г.В.ШКОБЕНЕВА
Мотивированное решение составлено 25 октября 2023 г.
------------------------------------------------------------------