Типы документов



Решение Брянского областного суда от 22.03.2023 по делу N 3а-170/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2023 г. по делу в„– 3а-170/2023

УИД 32OS0000-01-2022-000845-86

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
представителя административного истца, заинтересованного лица С.А.А., представителя административного ответчика С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бургер Хаус" о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022, 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 225), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 227), от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 226),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 226, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В названные Перечни включен принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Бургер Хаус" (далее - ООО "Бургер Хаус") объект недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (пункт в„– <...> Перечня на 2021 года - в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 225; пункт в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 227; пункт в„– <...> Перечня на 2023 год - в редакции приказа от 17 февраля 2023 года в„– 226).
ООО "Бургер Хаус" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец ООО "Бургер Хаус" просит:
- признать не действующим с 1 января 2021 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru 27.11.2020 в„– 3201202011270007 в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области в„– 225 от 17.02.2023 "О внесении изменений в приказ от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", строка в„– <...> в части включения в данный Перечень: нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, площадь 268,7 кв. м, этаж подвальный;
- признать не действующим с 1 января 2022 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru 26.11.2021 в„– 3201202111260017 в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области в„– 227 от 17.02.2023 "О внесении изменений в приказ от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", строка в„– <...> в части включения в данный Перечень: нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, площадь 268,7 кв. м, этаж подвальный;
- признать не действующим с 1 января 2023 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru 23.11.2022 в„– 3201202211230007 в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области в„– 226 от 17.02.2023 "О внесении изменений в приказ от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", строка в„– <...> в части включения в данный Перечень: нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, площадь 268,7 кв. м, этаж подвальный.
В судебное заседание представитель административного истца ООО "Бургер Хаус", заинтересованного лица ООО "Гриди" К.В.А., имеющий право без доверенности действовать от имени юридических лиц, не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Бургер Хаус", заинтересованного лица ООО "Гриди" по доверенности С.А.А. поддержал уточненные административные исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы не имелось. Площадь спорного помещения, фактически используемая в целях статьи 378.2 НК РФ, не превышает 20% от общей площади объекта. Включение нежилого помещения в Перечни по предназначению как торгового объекта на основании технического паспорта, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 декабря 2011 года, является неправомерным, поскольку в отношении спорного нежилого помещения ООО "Оценочно-юридический центр "Аспект" составлен технический паспорт по состоянию на 10 сентября 2020 года, в связи с чем прежняя техническая документация является неактуальной.
Представитель административного ответчика С.О.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, процедура опубликования правовых актов соблюдена. Спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в качестве торгового объекта по предназначению согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте, составленном ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 декабря 2011 года. Полагала, что технический паспорт в отношении спорного объекта, составленный ООО "Оценочно-юридический центр "Аспект" по состоянию на 10 сентября 2020 года, не может быть признан надлежащим доказательством, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц указанная организация не вправе осуществлять деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по налогу на имущество организаций, по общему правилу, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом налогооблагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года в„– 307-ФЗ в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Указанный Федеральный закон предусмотрел применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы для отдельных объектов недвижимости (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации) и закрепил за субъектами Российской Федерации право регулировать своими законами при установлении налога на имущество организаций особенности определения налоговой базы в соответствии с названной главой (абзац второй пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З "О налоге на имущество организаций", которым, в редакции Закона Брянской области от 03.10.2016 в„– 76-З, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента от кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 1).
Статьей 1.1 названного Закона кадастровая стоимость как налоговая база определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 статьи 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечни создает для административного истца, как его собственника, повышенную налоговую нагрузку и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в связи с чем ООО "Бургер Хаус" вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2021, 2022, 2023 годы.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225, 226, 227, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в оспариваемые Перечни.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как установлено судом, административный истец ООО "Бургер Хаус" является собственником нежилого помещения площадью 268,7 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>
Право собственности истца на указанное помещение зарегистрировано 30 августа 2021 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование: "нежилое помещение", назначение: "нежилое помещение".
Спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в многоквартирном доме площадью 3918,7 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенном по адресу: <...>
Указанный многоквартирный дом расположен в пределах земельного участка площадью 2315 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, имеющего вид разрешенного использования "для эксплуатации жилого 5-этажного дома", что подтверждается сообщением филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области от 15 марта 2023 года (Т. 2 л.д. 154).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, действовавший на момент определения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечней на 2022 и 2023 годы, которые предусматривают аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (код 4.1 "Деловое управление", код 4.2 "Объекты торговли", код 4.4 "Магазины", код 4.6 "Общественное питание").
До вступления в силу Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> не соответствует пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, кодам 3.3, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года в„– 540 и приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412, не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Изложенное свидетельствует о том, спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.
Таким образом, возможность включения спорного нежилого помещения в оспариваемые Перечни в настоящем случае должна выясняться исходя из назначения, наименования или фактического использования данного помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом включение в Перечни нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, является самостоятельным и достаточным основанием для включения объектов в Перечни, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование: "нежилое помещение", назначение: "нежилое помещение", что свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Также не имеется оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни исходя из вида его фактического использования.
При решении вопроса о включении спорного объекта недвижимости в Перечни на 2021 и 2022 годы обследование помещения в натуре с целью установления вида его фактического использования не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.
Представителем административного ответчика представлен акт обследования спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, составленный по состоянию на 31 мая 2022 года.
Согласно названному акту, на дату обследования установлено, что в целях статьи 378.2 НК РФ под размещение объектов бытового обслуживания (парикмахерской и мастерской по ремонту обуви) используется фактически 34,3 кв. м, или 12,7% от общей площади спорного объекта. По данным технического учета от 16 декабря 2011 года площадь торговых помещений в нежилом помещении с кадастровым номером в„– <...> составляет 116 кв. м, или 43,17% от общей площади объекта.
Инженер по инвентаризации строений и сооружений ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО14, допрошенная в качестве свидетеля, суду пояснила, что 31 мая 2022 года она принимала участие в комиссионном обследовании нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, с целью установления вида фактического использования объекта. В ходе обследования установлено, что в указанном нежилом помещении располагаются такие объекты бытового обслуживания, как мастерская по ремонту обуви и парикмахерская, общей площадью 34,3 кв. м, что составляет менее 20% от общей площади объекта. Иные помещения в спорном объекте не использовались, часть помещений была закрыта. По результатам натурного обследования установлено, что по фактическому использованию объект не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ. Однако, по данным технического паспорта в отношении спорного нежилого помещения, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" 16 декабря 2011 года, в составе объекта имеются торговые площади, которые составляют 116 кв. м, или 43% от общей площади помещения, в связи с чем в акте содержится вывод о соответствии спорного объекта недвижимости признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Свидетель ФИО15 также пояснила, что при проведении 31 мая 2022 года обследования спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> использовался план помещения, изготовленный ею (свидетелем) 4 сентября 2018 года по договору-заявке в„– О-01/395 от 28 августа 2018 года. При этом, внутренняя планировка спорного нежилого помещения, имевшая место по состоянию на 31 мая 2022 года, соответствовала плану помещения, изготовленному 4 сентября 2018 года.
На вопрос суда свидетель ФИО16 пояснила, что составление плана и экспликации помещения с кадастровым номером в„– <...> по состоянию на 4 сентября 2018 года имело место в рамках проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного нежилого помещения от 4 сентября 2018 года, изменения в техническую документацию на основании указанного обследования не вносились.
Инженер по инвентаризации строений и сооружений ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО17, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании, дала суду аналогичные показания об обстоятельствах проведения 31 мая 2022 года обследования в натуре нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>
Свидетель ФИО18 также подтвердила соответствие планировки спорного помещения, имевшей место по состоянию на дату обследования 31 мая 2022 года, плану помещения, изготовленному 4 сентября 2018 года.
На вопрос суда свидетели пояснили, что план спорного помещения, содержащийся в техническом паспорте ООО "Аспект" от 10 сентября 2020 года, соответствует плану спорного помещения в техническом паспорте, изготовленном ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 декабря 2011 года.
Суд полагает обоснованным включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы в соответствии со сведениями о назначении объекта недвижимости, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации).
Так, согласно экспликации в техническом паспорте в отношении спорного нежилого помещения площадью 268,7 кв. м, расположенного по адресу: <...>, изготовленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 декабря 2011 года, в состав объекта входят помещения с наименованием: лестница площадью 9,5 кв. м; коридор площадью 8,3 кв. м; туалет площадью 2,1 кв. м; туалет площадью 1,4 кв. м; коридор площадью 5,3 кв. м; кухня площадью 13,9 кв. м; кухня площадью 3,6 кв. м; торговый зал площадью 71,1 кв. м; бильярдная площадью 23,9 кв. м; коридор площадью 29,4 кв. м; склад площадью 14,8 кв. м; кладовая, площадью 1 кв. м; кабинет площадью 13,1 кв. м; гардероб площадью 12,7 кв. м; торговый зал площадью 44,9 кв. м; тамбур площадью 1,6 кв. м; склад площадью 7,1 кв. м; коридор площадью 5 кв. м.
Указанный план спорного помещения зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 апреля 2022 года в„– КУВИ-001/2022-60672297 на нежилое помещение (Т. 2 л.д. 100 - 108).
Таким образом, площадь помещений с наименованием "торговый зал" в составе спорного объекта недвижимости занимает 116 кв. м, что составляет 43% от общей площади нежилого помещения.
Главы 30 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 поименованного кодекса.
В силу предписаний пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" содержит следующее понятие торгового объекта: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, суд приходит к выводу, что такое наименование помещений в составе спорного объекта недвижимого имущества как "торговый зал", занимающего более 20% от общей площади объекта, свидетельствуют о назначении нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> для использования в целях размещения торговых объектов.
Поскольку по своему назначению спорное нежилое помещение на момент вынесения приказов о включении в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы по документам технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, включение объекта в названные Перечни произведено на законных основаниях.
При этом технический паспорт в отношении спорного нежилого помещения, составленный ООО "Оценочно-юридический центр "Аспект" по состоянию на 10 сентября 2020 года, подлежит признанию судом недопустимым доказательством по следующим основаниям.
Согласно техническому паспорту, составленному ООО "Оценочно-юридический центр "Аспект", в состав спорного объекта недвижимого имущества площадью 268,7 кв. м, расположенного по адресу: <...>, входят помещения с наименованием: лестница площадью 9,5 кв. м; коридор площадью 8,3 кв. м; туалет площадью 2,1 кв. м; туалет площадью 1,4 кв. м; коридор площадью 5,3 кв. м; бытовое, площадью 13,9 кв. м; бытовое, площадью 3,6 кв. м; кабинет площадью 71,1 кв. м; кабинет, площадью 23,9 кв. м; коридор площадью 29,4 кв. м; кабинет площадью 14,8 кв. м; кладовая площадью 1 кв. м; кабинет площадью 13,1 кв. м; кабинет площадью 12,7 кв. м; кабинет площадью 44,9 кв. м; тамбур площадью 1,6 кв. м; кабинет площадью 7,1 кв. м; коридор площадью 5 кв. м.
Кадастровый инженер ФИО19, допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании 14 марта 2023 года, суду пояснил, что технический паспорт в отношении нежилого помещения площадью 268,7 кв. м, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 10 сентября 2020 года составлен им по заявке собственника объекта недвижимого имущества с выходом на место расположения объекта. По результатам осмотра объекта недвижимости им составлен план и экспликация. Такие наименования помещений, входящих в состав объекта, как "кабинет", "бытовое" указаны им по собственному усмотрению исходя из фактического использования названных помещений на момент осмотра.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ) кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В соответствии с пунктом 4.1 названного Закона кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона в„– 221-ФЗ по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).
В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Нормой статьи 37 Федерального закона в„– 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на момент составления технического паспорта от 10 сентября 2020 года) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 24 вышеназванного закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане, в частности, указываются сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении указанных объектов (пункты 1, 3 части 2 статьи 24 Закона о регистрации).
Технический план состоит из графической и текстовой части (часть 3 статьи 24 Закона о регистрации).
Форма технического плана, требования к его подготовке, требования к подготовке плана части здания и определению площади здания, строения, сооружения устанавливаются соответствующим органом (часть 13 статьи 24 Закона о регистрации).
Технический паспорт, составленный в отношении спорного объекта недвижимости кадастровым инженером ФИО20 по состоянию на 10 сентября 2020 года, не соответствует требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 в„– 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", действовавшим на момент проведения кадастровым инженером обследования спорного помещения.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона в„– 221-ФЗ установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
На сегодняшний день технический паспорт может быть оформлен в рамках технического учета (то есть технической инвентаризации и паспортизации) для целей учета жилищного фонда (части 4, 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 в„– 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации").
На основании изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом в„– 221-ФЗ результатом кадастровых работ является технический план или акт обследования, в соответствии с требованиями Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, в то время как с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, представленный административным истцом технический паспорт на спорное нежилое помещение, составленный по состоянию на 10 сентября 2020 года, нельзя признать допустимым доказательством по настоящему административному делу.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из показаний кадастрового инженера ФИО21, данных в качестве свидетеля в судебном заседании 14 марта 2023 года, следует, что сведения о назначении, наименовании входящих в состав объекта помещений указаны им в техническом паспорте по собственному усмотрению, исходя из визуально установленного фактического использования названных помещений на момент осмотра.
Между тем, сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки (часть 10 статьи 24 Закона о регистрации).
Требования об использовании проектной документации при проведении технической инвентаризации также предусмотрены Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 в„– 37 (пункты 3.1, 9.2 Инструкции).
Таким образом, при проведении кадастровых работ и работ по техническому учету (инвентаризации) в отношении объекта недвижимого имущества сведения о назначении объекта недвижимого имущества указываются в соответствии с проектной документацией.
Принимая во внимание, что реконструкция либо перепланировка спорного нежилого помещения в установленном порядке с оформлением необходимой проектно-разрешительной документации после 16 декабря 2011 года (дата последней технической инвентаризации объекта) не осуществлялась, суд приходит к выводу, что указание кадастровым инженером в техническом паспорте в отношении спорного объекта, составленном по состоянию на 10 сентября 2020 года, наименования (назначения) помещений по собственному усмотрению исходя из визуально установленного их фактического использования на момент осмотра является необоснованным.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Перечней актуальной и соответствующей требованиям законодательства технической документацией в отношении спорного объекта недвижимого имущества являлся технический паспорт, составленный ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 декабря 2011 года, согласно которому в составе спорного объекта имеются помещения с наименованием "торговый зал", площадью более 20% от общей площади объекта, что свидетельствует о назначении использования спорного нежилого помещения как торгового объекта.
Доводы представителя административного истца С.А.А. о том, что при обследовании спорного нежилого помещения сотрудниками ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" 4 сентября 2018 года составлен новый технический паспорт, подлежат отклонению, поскольку согласно показаниям свидетеля ФИО22 составление плана и экспликации помещения с кадастровым номером в„– <...> по состоянию на 4 сентября 2018 года имело место в рамках проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного нежилого помещения от 4 сентября 2018 года, изменения в техническую документацию на основании указанного обследования не вносились.
Показания свидетеля ФИО23 в указанной части подтверждаются представленным договором-заявкой в„– О-01/395 от 28 августа 2018 года, из содержания которого не следует обязанность исполнителя (ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" Межрайонное отделение в„– 1) составить актуальный технический план спорного объекта недвижимости.
Из показаний сотрудника ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО24, допрошенной в судебном заседании 26 января 2023 года в качестве специалиста, также следует, что актуальным техническим паспортом в отношении нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, является технический паспорт, изготовленный ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 декабря 2011 года, изменения в документы технического учета в отношении указанного объекта после 16 декабря 2011 года не вносились.
Доводы стороны административного истца о возможности включения объекта в Перечни только при условии его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания суд полагает не соответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение помещения в целях размещения торговых объектов согласно сведениям, содержащимся в документах технического учета (инвентаризации).
В данном случае, вопреки позиции административного истца, натурное обследование спорного помещения с целью установления вида его фактического использования не требовалось, поскольку спорное помещение включено в оспариваемые Перечни по назначению как торгового объекта.
Доводы административного истца о том, что большая площадь спорного объекта недвижимости не используется, в помещении требуется проведение ремонта, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора по существу, поскольку фактическое использование помещения осуществляется на усмотрение его собственника.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО "Бургер Хаус" не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Бургер Хаус" о признании недействующими:
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225);
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227);
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 226), - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 5 апреля 2023 года.


------------------------------------------------------------------