Типы документов



Постановление Брянской областной Думы от 28.09.2023 N 7-1337 "О законодательной инициативе Брянской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации"



БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2023 г. в„– 7-1337

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 48 И 49 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Брянская областная Дума постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации".

2. Направить настоящее постановление и указанный проект федерального закона сенаторам Российской Федерации Деньгину В.Е. и Солодун Г.Н., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Алексеенко Н.Н., Валуеву Н.С., Щеглову Н.М. с просьбой поддержать законодательную инициативу.

3. Направить настоящее постановление в законодательные органы субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Брянской областной Думы.

4. Назначить официальным представителем Брянской областной Думы при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Пронина Владимира Михайловича - заместителя председателя Брянской областной Думы.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы
В.В.СУББОТ





Проект

Вносится Брянской
областной Думой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 48 И 49 СЕМЕЙНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, в„– 46, ст. 5243; 2013, в„– 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) абзац первый пункта 3 статьи 48 после слов "Отцовство лица" дополнить словами "(за исключением лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства)";
2) в статье 49 первое предложение изложить в редакции:
"В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (пункт 3 статьи 48 настоящего Кодекса) либо если отец ребенка является иностранным гражданином или лицом без гражданства, происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.".

Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН





Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации" предусматривает возможность установления отцовства иностранными гражданами, лицами без гражданства в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации исключительно в судебном порядке. Предложенные изменения вызваны необходимостью пресечения фактов "фиктивного отцовства" иностранными гражданами в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
В соответствии со статьями 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка, а при отсутствии совместного заявления родителей - в судебном порядке по заявлению одного из родителей.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года в„– 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранному гражданину, имеющему сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации, вид на жительство выдается без получения разрешения на временное проживание, что обеспечивает его постоянное проживание на территории Российской Федерации, а в дальнейшем и приобретение гражданства Российской Федерации в более короткие сроки.
Актуальная практика свидетельствует, что зачастую истинной причиной установления отцовства является желание "отца-иностранца" легализовать статус пребывания на территории Российской Федерации без цели воспитывать и содержать ребенка. Более того, такой родитель де-факто может и не иметь биологической связи с ребенком.
Так, в 2022 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области поступили сведения из Управления ЗАГС Брянской области о регистрации отцовства иностранными гражданами, в том числе из Афганистана, Непала, Индии, Таджикистана, Узбекистана, КНР, Сирии, в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации. При этом установление отцовства осуществлялось преимущественно в отношении детей цыганской народности. По результатам проверочных мероприятий были выявлены случаи установления фиктивного отцовства.
Уполномоченным по правам ребенка в Брянской области в I квартале 2023 года проведен мониторинг в 88 субъектах Российской Федерации по вопросу актуальности проблематики фиктивного отцовства, установленного иностранными гражданами в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, и целесообразности внесения соответствующих изменений в Семейный кодекс Российской Федерации. По результатам проведенного мониторинга установлено, что не во всех регионах Российской Федерации фиксировались факты установления фиктивного отцовства, между тем 72 уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации отметили актуальность затрагиваемой проблематики и выразили поддержку внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Более того, в информации, направленной в рамках мониторинга, отдельные субъекты Российской Федерации (Тверская область, Псковская область) отмечали, что вопрос законодательного регулирования фиктивного отцовства ими поднимался, проводились исследования с привлечением органов ЗАГС и миграционной службы МВД России.
Нельзя не отметить, что иностранный гражданин, установивший отцовство в отношении ребенка, обладает всеми правами его законного представителя, а в случае утраты дееспособности матери ребенка или ее смерти приобретает абсолютные права на принятие решений от имени ребенка, в том числе по имущественным вопросам. Безусловно, установление правовой связи ребенка с человеком, не являющимся его отцом и не имеющим намерение его воспитывать и содержать, противоречит правам и интересам самого ребенка.
В целях минимизации возможности использования иностранными гражданами механизма получения миграционного статуса на основании фиктивного установления отцовства в отношении детей - граждан Российской Федерации настоящим проектом федерального закона предлагается определить, что установление отцовства иностранными гражданами, лицами без гражданства в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации возможно только в судебном порядке.





Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального
закона "О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного
кодекса Российской Федерации"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.





Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса
Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------