Типы документов



Приказ Департамента здравоохранения Брянской области от 31.07.2023 N 868 "Об утверждении типового положения о наставничестве в медицинской организации, подведомственной департаменту здравоохранения Брянской области"



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 31 июля 2023 г. в„– 868

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ ДЕПАРТАМЕНТУ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях оказания практической помощи в профессиональном становлении, в приобретении профессиональных знаний и навыков молодыми специалистами с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, впервые поступившими на работу в медицинские организации, подведомственные департаменту здравоохранения Брянской области, и определения порядка проведения работы по наставничеству приказываю:

1. Утвердить Типовое положение о наставничестве в медицинской организации, подведомственной департаменту здравоохранения Брянской области, согласно приложению.

2. Рекомендовать руководителям медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения Брянской области, при разработке Положения о наставничестве в медицинской организации руководствоваться Типовым положением о наставничестве в медицинской организации, подведомственной департаменту здравоохранения Брянской области, утвержденным настоящим приказом.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя директора департамента здравоохранения Брянской области Т.П.Маркину.

Директор
С.А.ГАЛАГАНОВ





Приложение
к приказу
департаменту здравоохранения
Брянской области
от 31 июля 2023 г. в„– 868

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ
ДЕПАРТАМЕНТУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. Наставничество в медицинской организации, подведомственной департаменту здравоохранения Брянской области, (далее - наставничество) вводится в медицинской организации для совершенствования качества индивидуального обучения молодых специалистов медицинского профиля: врачей, средних медицинских работников (далее - молодых специалистов).
2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, приобретение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации.
3. Задачей наставничества являются:
организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни медицинской организации;
воспитание молодых специалистов на примерах работы лучших работников медицинской организации, использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов;
ознакомление с историей медицинской организации, этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению;
формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.
4. Права, обязанности и ответственность наставников и молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа, основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.

II. Наставник

5. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.
6. Кандидатуры наставников предлагаются заместителями главного врача, главной медицинской сестрой по согласованию с заведующими отделений в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.
7. Списочный состав наставников утверждается руководителем медицинской организации.
8. Наставник назначается приказом главного врача медицинской организации не позднее двух недель со дня трудоустройства молодого специалиста в медицинскую организацию на основании добровольного согласия сторон вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 1 года. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 2 лет.
9. За наставником закрепляется не более двух молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа.
10. Критериями соответствия роли наставника следует считать:
готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде;
умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии;
способность применять современные подходы к обучению;
служить положительной моделью в профессии и общении.
11. Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия данного взыскания не привлекаются.
12. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением о наставничестве, должностной инструкцией.
13. Наставник обязан:
максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;
составлять план работы с молодым специалистом и оценивать его эффективность с регистрацией результатов в дневнике;
поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства;
получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;
содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с организацией работы в медицинской организации;
передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
периодически докладывать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;
составлять отчет по итогам наставнической работы.
14. Наставник имеет право:
подавать предложения при решении вопросов о перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.
15. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от данной работы.
16. Замена наставника производится в соответствии с приказом главного врача медицинской организации:
при прекращении наставником трудовых отношений;
при переводе (назначении) наставника в другое отделение медицинской организации;
при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.

III. Молодой специалист

17. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:
выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;
в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить и использовать в работе действующее законодательство и нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинской организации и конкретного специалиста;
максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в медицинской организации;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
18. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
пользоваться имеющейся в медицинской организации служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему соответствующим отделением медицинской организации.

IV. Наставническая работа

19. Наставник составляет план по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста.
20. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного приказом главного врача медицинской организации, наставник составляет отчет об итогах наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и, согласовав его с заведующим отделением, представляет руководителю медицинской организации.
При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений.
21. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем медицинской организации приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.
22. Результатами эффективной работы наставника считаются:
освоение и использование молодым специалистом, в отношении которого осуществлялось наставничество, теоретических знаний в практической деятельности;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
самостоятельность молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.
23. Администрация медицинской организации имеет право поощрять наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.





Приложение 1
к Типовому положению о наставничестве в
медицинской организации, подведомственной
департаменту здравоохранения Брянской области

ПЛАН

Фамилия, имя, отчество молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставничество ___________________________________________________________

должность _______________________________________________________________

Период наставничества с _____________ 20__ года по ______________ 20__ года.

в„– п/п
Мероприятия по наставничеству
Сроки исполнения
Отметка об исполнении, подпись исполнителя
1
2
3
4
1. Социально-психологическая адаптация
1.1.
Представление молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставничество, коллективу, ознакомление с организационной структурой медицинской организации


1.2.
Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка медицинской организации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовой дисциплиной в коллективе


1.3.
Иные мероприятия


2. Профессиональная адаптация
2.1.
Изучение действующих нормативных документов по: лечебному процессу, санитарно-противоэпидемическому режиму; охране труда и технике безопасности; проблемам организации здравоохранения. Изучение иных приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей данным молодым специалистом (указываются конкретные мероприятия)


2.2.
Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста (указываются конкретные мероприятия)


2.3.
Изучение порядка оформления документации (указываются конкретные мероприятия)


2.4.
Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии


2.5.
Оказание консультативной помощи в работе по специальности


2.6.
Изучение медицинской литературы


2.7.
Выполнение самостоятельных практических заданий (указываются конкретные мероприятия)


2.8.
Ознакомление с положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни


2.9.
Проверка навыков, знаний и умений, приобретенных молодым специалистом, в отношении которого осуществляется наставничество


2.10.
Представление лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, отчета о профессиональной служебной деятельности


2.11.
Иные мероприятия



Наставник _______________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)

__ ___________ 20__ года

Молодой специалист, в отношении которого осуществлялось наставничество

(должность, Ф.И.О., подпись)

__ ___________ 20__ года





Приложение 2
к Типовому положению о наставничестве в
медицинской организации, подведомственной
департаменту здравоохранения Брянской области

ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ НАСТАВНИЧЕСТВА

Молодой специалист ______________________________________________________
Наставник _______________________________________________________________
Период наставничества с _______________ 20__ года по _______________ 20__ года
Проведенные мероприятия: ________________________________________________







Выводы по итогам наставничества: __________________________________________



Рекомендации по итогам наставничества:






Наставник _______________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)

__ ____________ 20__ года

Ознакомлен:


(должность, Ф.И.О., подпись лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)

__ ___________ 20__ года


------------------------------------------------------------------