Типы документов



Решение Брянского областного суда от 19.04.2023 по делу N 3а-273/2023 <О признании недействующими пунктов N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-273/2023

УИД 32OS0000-01-2022-001014-64

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Войтовича А.П.,
представителей административных истцов Д.О.В., Р.С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.В., П.В.Н. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 и 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 387), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 386),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 387, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 марта 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 386, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 марта 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В названные Перечни включен объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2021 год в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 387; пункт в„– <...> Перечня на 2022 год в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 386).
К.А.В. и П.В.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни названного нежилого здания, указав в обоснование требований, что здание не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В спорном здании расположена гостиница и ресторан, при этом для размещения объекта общественного питания используется менее 20% от общей площади здания.
С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней, административные истцы К.А.В. и П.В.Н. просят суд:
- признать недействующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> приказа в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действует в редакции приказа в„– 387 "О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" от 23.03.2023;
- признать недействующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> приказа в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действует в редакции приказа в„– 386 "О внесении изменений в приказ от 26.11.2020 в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" от 23.03.2023.
В судебное заседание административные истцы К.А.В. и П.В.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представители административных истцов Д.О.В., Р.С.М. в судебном заседании поддержали уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснили, что К.А.В. и П.В.Н. являются собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенных в спорном нежилом здании с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...>. Включение здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечни возлагает на административных истцов, как собственников расположенных в здании объектов недвижимости, повышенную налоговую нагрузку. Спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> необоснованно включено в Перечни, поскольку объект не используется для размещения офисов, а также объектов торговли и бытового обслуживания. В спорном здании расположена гостиница и ресторан, при этом для размещения объекта общественного питания используется менее 20% от общей площади здания.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, включено в Перечни на 2021 и 2022 годы на основании акта обследования от 22 января 2021 года, которым установлен факт размещения в указанном здании объекта общественного питания, площадью 514,3 кв. м, что составляет 21,54% от общей площади здания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года в„– 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Супоневского сельского Совета народных депутатов от 26 ноября 2015 года в„– 3-14-6 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории Супоневского сельского поселения Брянского муниципального района Брянской области налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами приказы управления имущественных отношений Брянской области от 7 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года Nв„– 386, 387, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Как установлено судом, начиная с 5 декабря 2013 года, административные истцы К.А.В. и П.В.Н. являются долевыми собственниками (по 1\2 доле в праве общей долевой собственности) объектов недвижимого имущества:
- нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, площадью 514,3 кв. м, назначение: нежилое, наименование: помещение, расположенного по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 13-17, 33, 35);
- нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, площадью 1873,5 кв. м, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <...> пом. 2 (Т.1 л.д. 18-22, 34, 36).
Указанные нежилые помещения расположены в здании, назначение: нежилое, наименование: здание многофункционального назначения, количество этажей 3, в том числе подземных 1, общей площадью 2387,8 кв. м, с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...>
Нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> включено в Перечни на 2021 и 2022 годы.
Как следует из сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 5 по Брянской области от 16 февраля 2023 года, расчет налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...> за 2021 и 2022 год произведен исходя из налоговой ставки в размере 2% от кадастровой стоимости объектов в связи нахождением нежилых помещений в пределах здания с кадастровым номером в„– <...>, включенного в Перечни на 2021 и 2022 годы, что соответствует разъяснениям, изложенным в письме Министерства финансов Российской Федерации в„– БС-4-21/13524@ от 23 сентября 2021 года.
Таким образом, включение нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> влечет для административных истцов, как собственников расположенных в пределах здания нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...>, увеличение налоговой нагрузки, в связи с чем К.А.В. и П.В.Н. вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2021 и 2022 годы.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Из системного толкования приведенных норм следует, что для признания включения спорного здания в Перечни законным, административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Как установлено судом, спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> расположено в пределах земельного участка, общей площадью 1277 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, имеющего вид разрешенного использования "для строительства здания многофункционального назначения, для иных видов жилой застройки" (Т.1 л.д. 74-75, Т. 2 л.д. 276).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, действовавший на момент утверждения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (код 4.1 "Деловое управление", код 4.2 "Объекты торговли", код 4.4 "Магазины", код 4.6 "Общественное питание").
До вступления в силу Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> не соответствует пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, кодам 3.3, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года в„– 540 и приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412, и не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Изложенное свидетельствует о том, что оснований для включения Перечни спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> по виду разрешенного использования земельного участка не имелось.
Таким образом, спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> могло быть включено в Перечни на 2021 и 2022 годы по фактическому использованию объекта либо по критерию его предназначения для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.
Согласно сведениям ЕГРН, спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью 2387,8 кв. м, имеет наименование: здание многофункционального назначения, состоит из двух нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...> (цокольный этаж в„– 1) и в„– (этаж в„– 1, 2, 3), площадью 514,3 кв. м. и 1873,5 кв. м. соответственно.
Как следует из технического паспорта на нежилое здание многофункционального назначения, площадью 2387,8 кв. м, расположенное по адресу: <...>, изготовленного Брянским филиалом ГУП Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" по состоянию на 11 июля 2013 года, в составе спорного здания имеются помещения с наименованиями:
- на цокольном этаже, площадью 514,3 кв. м.: лестничная клетка, подсобные, лифт;
- на первом этаже, площадью 472,2 кв. м.: вестибюль, комнаты, коридоры, санузлы, подсобное, лестничная клетка, котельная, конференц-зал, кабинет (площадь 13 кв. м.);
- на втором этаже, площадью 460,7 кв. м.: лестничная клетка, холл, комнаты, коридоры, санузлы;
- на третьем этаже, площадью 493,1 кв. м.: лестничная клетка, холл, комнаты, коридоры, санузлы, подсобное;
- на мансардном этаже, площадью 438,1 кв. м.: лестничная клетка, комнаты, коридоры, санузлы, подсобное.
Представленное стороной административного истца техническое описание нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, изготовленное ООО "Геокомплекс" по состоянию на 7 февраля 2023 года, суд не принимает в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку указанный документ составлен позже даты вынесения оспариваемых приказов.
Таким образом, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) в составе спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> не имелось помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В. в судебных заседаниях следует, что спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2021 и 2022 годы по фактическому использованию в качестве объекта общественного питания на основании акта обследования от 22 января 2021 года, которым установлен факт размещения в здании объекта общественного питания, площадью 514,3 кв. м, что составляет 21,54% от общей площади здания.
Между тем, акт обследования спорного здания от 22 января 2021 года подлежит признанию судом недопустимым доказательством по следующим основаниям.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни на 2021 и 2022 годы.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года в„– 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - акт) по форме согласно приложению в„– 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.
Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Как следует из акта проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> от 22 января 2021 года, для размещения объекта общественного питания используется 514,3 кв. м, что составляет 21,54% от общей площади объекта (Т.1 л.д. 58-59).
Между тем, объективных доказательств, бесспорно подтверждающих сведения, отраженные в акте обследования от 22 января 2021 года, суду не представлено.
Допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании 30 января 2023 года сотрудники ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО14., принимавшие участие в обследовании спорного здания 22 января 2021 году, суду пояснили, что на цокольном этаже спорного здания по адресу: <...>, расположен ресторан-бар <...> на первом, втором и мансардном этажах - расположена гостиница <...> На цокольном этаже здания имелись такие помещения, как три обеденных зала, кухня, санузлы, гардероб, коридоры, подсобные помещения. Замеры помещений на цокольном этаже не производились. К площади, занимаемой объектом общественного питания, по результатам обследования отнесена площадь всего цокольного этажа спорного здания по сведениям, содержащимся в ЕГРН, а именно 514,3 кв. м, в том числе, коридоры, гардероб, санузлы, иные подсобные помещения.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения ресторана, кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
В силу положений пункта 3.2 указанного Национального стандарта под рестораном понимается предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.
Согласно пункту 3.4 указанного Национального стандарта, бар - предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Аналогичные понятия содержатся в пунктах 25, 27 ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения, введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 в„– 191-ст.
В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 32692-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания, введенного в действие с 1 января 2016 года приказом Росстандарта от 27.05.2014 года в„– 459-ст, далее - ГОСТ 32692), при обслуживании потребителей на предприятиях (объектах) общественного питания должны соблюдаться следующие необходимые условия: наличие соответствующей материально-технической базы для обеспечения выбранных методов и форм обслуживания, включая планировку, состав, размеры и назначение помещений для потребителей и обслуживающего персонала, оснащение мебелью, технологическим оборудованием, столовой посудой, столовыми приборами, столовым бельем, раздаточным инвентарем, тарой, тележками для подачи блюд, напитков и для уборки использованной посуды.
Требования к такому рода помещениям и их оснащенности технологическим оборудованием установлены ГОСТ 31985-2013, ГОСТ 32692-2014, а также ГОСТ 16318-77 (утв. постановлением Госстандарта СССР от 20.04.1977 года в„– 973).
Согласно положениям вышеуказанных нормативных правовых актов, предприятие общественного питания составляют не только площади залов обслуживания посетителей (обеденных залов), но и складов, производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.
Между тем, из показаний свидетелей ФИО15 следует, что замеры помещений, расположенных на цокольном этаже спорного здания с кадастровым номером в„– <...>, не производились, к площади, занимаемой объектом общественного питания, отнесена вся площадь цокольного этажа спорного здания, в то время как помимо обеденных залов, бара, кухни, моечных и т.д., в цокольном этаже также имелись помещения, не подлежащие отнесению к площади, используемой в целях статьи 378.2 НК РФ (коридоры, санузлы, гардеробные и т.д.).
Из показаний директора ООО "Ирландский Паб" ФИО16 допрошенного в судебном заседании 30 января 2023 года в качестве свидетеля, следует, что ООО "Ирландский Паб" по договору аренды от 27 декабря 2018 года в целях размещения ресторана арендует помещение, площадью 514,3 кв. м, расположенное в здании по адресу: <...> Начиная с 2018 года, в том числе, в период 2021 и 2022 годов, планировка и назначение помещений цокольного этажа, занимаемых ООО "Ирландский Паб" в целях обеспечения деятельности ресторана, соответствует плану и экспликации, составленной в ходе натурного обследования спорного здания сотрудниками ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" 20 октября 2022 года.
В соответствии с договором аренды от 27 декабря 2018 года, заключенным между ИП К.А.В. и П.В.Н. (арендодатели), и ООО "Ирландский Паб" (арендатор), обществу передано в аренду помещение, площадью 514,3 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное на цокольном этаже в„– 1 по адресу: <...> (Т. 2 л.д. 91-94).
Как следует из акта проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> от 20 октября 2022 года, для размещения объекта общественного питания в здании используется 261,2 кв. м, что составляет 10,94% от общей площади объекта (Т.2 л.д. 14-19).
Как следует из плана и экспликации, составленных в ходе обследования спорного здания 20 октября 2022 года, к площади, используемой для размещения объекта общественного питания отнесены следующие помещения на цокольном этаже: бар, площадью 40,7 кв. м; обеденный зал, площадью 86,6 кв. м; обеденный зал, площадью 94,6 кв. м; склад, площадью 5 кв. м; склад, площадью 7 кв. м; холодильная камера, площадью 4,3 кв. м; кухня (мясо-рыбный цех), площадью 8 кв. м; кухня (овощной цех), площадью 6,4 кв. м, моечная, площадью 8,5 кв. м; кухня (производственный цех), площадью 24,2 кв. м, итого 261,2 кв. м, что составляет 10,94% от общей площади здания с кадастровым номером в„– <...>, площадью 2387,8 кв. м.
Как установлено судом, в соответствии с договором от 11 декабря 2013 года ФИО17 арендует помещение, площадью 1873,5 кв. м, в здании по адресу: <...> в целях размещения гостиничного комплекса.
Согласно договору от 1 января 2019 года ООО "Ирландский Паб" предоставило ФИО18 в исключительное пользование: помещение зала, площадью 90 кв. м, для оказания услуг общественного питания клиентов и гостей отеля "Мегаполис"; помещение зала, площадью 49 кв. м, для проведения конференций для клиентов и гостей отеля "Мегаполис"; помещение электрощитовой, площадью 9 кв. м; помещение кабинета, площадью 8 кв. м. (Т. 2 л.д. 30-31).
Согласно содержанию кода классификации 55.10 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания включает предоставление, помимо прочего, конференц-залов и залов для совещаний, а также не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности исчисления налоговой базы. Деятельность гостиниц не относится к услугам и продукции общественного питания ("ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения").
Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что в ходе обследования спорного здания 22 января 2021 года достоверно не установлено, какие именно помещения подлежали отнесению к площади, используемой в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, в целях оказания услуг общественного питания.
Фотоматериалы, приложенные к акту обследования от 22 января 2021 года, достоверно не подтверждают факт использования 514,3 кв. м. для размещения предприятия общественного питания.
Представленная стороной административного ответчика информация с сайта отеля "Мегаполис", содержащая отзывы посетителей гостиницы и ресторана, не является надлежащим доказательством, бесспорно подтверждающим факт использования спорного здания с кадастровым номером в„– <...> в целях статьи 378.2 НК РФ более, чем 20% от общей площади здания.
С учетом установленных по делу обстоятельств, показаний допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу, что акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного нежилого здания от 22 января 2021 года не является надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим обоснованность включения объекта с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2021 и 2022 годы.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (Постановления от 13 декабря 2016 года в„– 28-П, от 10 марта 2017 года в„– 6-П, от 11 февраля 2019 года в„– 9-П).
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления К.А.В. и П.В.Н.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2021 и 1 января 2022 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление К.А.В., П.В.Н. - удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 387).
Признать недействующим с 01 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 386).
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 4 мая 2023 года.


------------------------------------------------------------------