Типы документов



Решение Брянского областного суда от 14.04.2023 по делу N 3а-223/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-223/2023

УИД 32ОS0000-01-2022-000958-38

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Н.А.О.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.А.В. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 387), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 386),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 387, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 марта 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 386, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 марта 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В названные Перечни включен принадлежащий Т.А.В. объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (пункт в„– <...> Перечня на 2021 год - в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 387; пункт в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 386).
Т.А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни нежилого здания, расположенного по адресу: <...>. В обоснование требований указала, что нежилое здание используется в качестве торгового объекта площадью менее 20% от общей площади здания, в связи с чем основания для включения объекта в Перечни на 2021 и 2022 годы отсутствуют.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец Т.А.В. просит суд:
- признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1723 от 27 ноября 2020 года в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 387;
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1825 от 26 ноября 2021 года в редакции приказа от 23 марта 2023 года в„– 386.
В судебное заседание административный истец Т.А.В., ее представитель А.Е.Е. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
От представителя административного истца А.Е.Е. поступило заявление о рассмотрении дела без участия административного истца и его представителя.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного ответчика С.О.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, процедура опубликования правовых актов соблюдена. Спорное нежилое здание включено в Перечни на 2021 и 2022 годы по фактическому использованию в качестве торгового объекта на основании акта обследования от 15 мая 2020 года.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 указанного Решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка определена в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 7); в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 9).
Таким образом, включение нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечни создает для административного истца, как его собственника, повышенную налоговую нагрузку, в связи с чем Т.А.В. вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2021 и 2022 годы.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года Nв„– 386, 387, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в Перечень на 2021 и 2022 годы.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Исходя из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что нежилое здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как установлено судом, начиная с 20 декабря 2014 года, административный истец Т.А.В. является собственником объекта недвижимого имущества: здания, назначение: нежилое, наименование: торгово-складское здание с пристройкой, площадью 266,3 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>
Спорное нежилое здание расположено в пределах предоставленного Т.А.В. в аренду сроком до 31 марта 2058 года земельного участка, площадью 253 кв. м., с кадастровым номером в„– <...>, имеющего вид разрешенного использования "для использования нежилого помещения".
Дата постановки земельного участка с кадастровым номером в„– <...> на кадастровый учет - 23 декабря 2008 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 1 декабря 2022 года (Т.1 л.д. 38 - 54).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5000 кв. м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - "для использования нежилого помещения" - не соответствует пунктам 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, и кодам 3.3, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года в„– 540 и приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412, и не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая изложенное, спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, не подлежало включению в Перечни на 2021, 2022 годы по виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, в настоящем случае возможность включения спорного нежилого здания должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования объекта.
Суд полагает обоснованным включение в Перечни на 2021, 2022 годы спорного нежилого здания как торгового объекта по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в поименованном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Понятие "торговый объект" приведено в статье 2 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ и в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Исходя из позиции 20 этого же национального стандарта, торговое предприятие (предприятие торговли) составляет имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
Из позиции 38 названного национального стандарта следует, что магазин может включать в себя различные помещения, в том числе торговые залы и складские помещения.
Под складским помещением понимается специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (позиция 91 названного национального стандарта), а под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта).
Согласно пунктам 104 - 109 ГОСТа в состав торгового предприятия входят складские помещения, составляющие наряду с иными помещениями его общую площадь.
Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что площади торгового объекта составляют не только площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, но и складов, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Т.А.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности "Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах"; дополнительными видами деятельности, в том числе: "Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах", "Торговля розничная велосипедами в специализированных магазинах".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости принадлежащее Т.А.В. спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, имеет наименование: торгово-складское здание с пристройкой.
В соответствии с техническим паспортом, изготовленным ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 7 августа 2013 года в отношении здания, расположенного по адресу: <...> (л.д. 80 - 87 Т.2), в составе объекта, общей площадью 266,3 кв. м., имеются следующие помещения:
- на первом этаже (Литера И): позиция 1 - тамбур площадью 2,9 кв. м.; позиция 2 - торговый зал площадью 41,5 кв. м.; позиция 3 - кабинет площадью 6,9 кв. м.; позиция 5 - склад площадью 18,2 кв. м.; позиция 6 - кабинет площадью 11,2 кв. м.;
- мансарда (Литеры И1, И3): позиция 1 - склад площадью 90,1 кв. м.; позиция 2 - склад площадью 43,8 кв. м.;
- на первом этаже (Литера И2): позиция 1 - склад площадью 47,5 кв. м.
При этом, согласно плану строения складское помещение на первом этаже здания площадью 18,2 кв. м. (позиция 5) является смежным с торговым залом площадью 41,5 кв. м. (позиция 2), из помещения торгового зала имеется проход непосредственно в указанное складское помещение.
Согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, составленного по состоянию на 15 мая 2020 года, следует, что площадь помещений, занимаемых объектом торговли, составляет 80,5 кв. м., или 30,23% от общей площади здания.
К акту проведения обследования спорного объекта приложены фотоматериалы, подтверждающие наличие в здании помещений, оснащенных витринами и стеллажами с товарами, снабженными ценниками.
Из показаний сотрудников ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО12. допрошенных в качестве свидетелей в судебном заседании 15 февраля 2023 года, следует, что 15 мая 2020 года ими произведено натурное обследование спорного нежилого здания, расположенного по адресу: <...>. В ходе обследования установлено, что спорный объект является магазином, в здании осуществляется торговая деятельность в помещениях, составляющих 80,5 кв. м., или 30,23% от общей площади здания. При этом, к помещениям, используемым в торговой деятельности, в ходе обследования отнесены помещения на первом этаже здания, обозначенные на плане строения, изготовленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 7 августа 2013 года, следующим образом: позиция 2 - торговый зал площадью 41,5 кв. м. (фото в„– 1 и 5 л.д. 64, 68, 82, 86 Т.1); позиция 3 - кабинет площадью 6,9 кв. м.; позиция 5 - склад площадью 18,2 кв. м. (фото в„– 2 л.д. 65, 83 Т.1); позиция 6 - кабинет площадью 11,2 кв. м. В помещении площадью 41,5 кв. м. находились витрины с товаром, прилавок, кассовый аппарат, продавец, покупатели. Помещение площадью 18,2 кв. м. является смежным с торговым залом и используется как складское помещение для хранения реализуемого в магазине товара. В помещениях площадью 11,2 кв. м. и 6,9 кв. м. располагались кабинеты сотрудников магазина. Указанные помещения отнесены к площади торгового объекта, поскольку непосредственно примыкали с торговому залу и использовались в качестве вспомогательных для обеспечения деятельности магазина. Иные помещения в здании (площадь мансардного этажа - 133,9 кв. м. (фото в„– 3 л.д. 66, 84 Т.1) и помещение площадью 47,5 кв. м. (фото в„– 4 л.д. 67, 85 Т1) не были отнесены к торговым помещениям в ходе обследования, поскольку использовались для хранения товара и не имели прохода в торговый зал.
Указанный акт обследования спорного объекта недвижимого имущества суд признает надлежащим доказательством по делу, поскольку он составлен уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п.
Таким образом, в результате обследования спорного объекта недвижимости установлено, что спорное нежилое здание представляет собой объект торговли - магазин, на первом этаже которого находится помещение торгового зала площадью 41,5 кв. м., используемое для обслуживания покупателей, получения ими товара, осуществления расчетов за приобретенные товары. Из торгового зала имеется вход непосредственно в складское помещение площадью 18,2 кв. м., которое используется для хранения товара, реализуемого в помещении торгового зала.
С учетом установленных в ходе комиссионного обследования спорного нежилого здания обстоятельств, а также сведений технической документации (инвентаризации) в отношении объекта, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд полагает обоснованным включение в состав торгового объекта наряду с помещением с наименованием "торговый зал", площадью 41,5 кв. м., смежного помещения с наименованием "склад", площадью 18,2 кв. м., поскольку указанное складское помещение функционально взаимосвязано с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, и используется для хранения реализуемых в магазине товаров.
При таких обстоятельствах доводы административного истца об использовании спорного нежилого здания в торговой деятельности площадью менее 20% об общей площади здания являются несостоятельными, поскольку к площади, используемой для размещения торгового объекта в спорном здании с учетом площади торгового зала и функционально связанного с ним складского помещения, относится 59,7 кв. м. (41,5 кв. м. + 18,2 кв. м.), что составляет 22,4% от общей площади объекта (59,7 кв. м. / 266,3 кв. м. x 1005 = 22,4%).
Кроме того, суд отмечает, что в ходе проведенного комиссионного обследования установлено, что на первом этаже спорного здания в помещении площадью 47,5 кв. м. осуществляется выкладка товаров (велосипедов), позволяющая покупателям самостоятельно обозревать товары, а также находятся ценники, сопровождающие выставляемые товары, что подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту обследования от 15 мая 2020 года (фото в„– 4 л.д. 67, 85 Т.1). В указанное помещение имеется отдельный вход с улицы, свободный для неограниченного круга посетителей. Согласно вывеске, примыкающей к спорному зданию, следует, что в принадлежащем административному истцу объекте производится продажа велосипедов, мопедов, мотоциклов (фото в„– 6 л.д. 69, 87 Т.1), что соответствует основному и дополнительным видам деятельности индивидуального предпринимателя Т.А.В.
Данные обстоятельства свидетельствуют не о складском назначении помещения площадью 47,5 кв. м., а о торговом обслуживании при непосредственном взаимодействии с покупателями и оказании услуг розничной торговли.
При таких обстоятельствах входящее в состав спорного нежилого здания помещение на первом этаже, площадью 47,5 кв. м., также подлежало включению в состав площади, используемой для размещения торгового объекта.
Таким образом, включение спорного нежилого здания в Перечень на 2021 год соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как объекта, площадь которого более чем на 20% используется для размещения торгового объекта (41,5 кв. м. + 18,2 кв. м. + 47,5 кв. м = 107,2 кв. м. / 266,3 кв. м. x 100% = 40,2%).
Суд также полагает обоснованным включение спорного нежилого здания в Перечень на 2022 год по следующим основаниям.
Комиссионное обследование спорного нежилого здания при решении вопроса о включении объекта в Перечень на 2022 год не проводилось.
Между тем, как указывает административный истец в административном исковом заявлении, обстоятельства фактического использования спорного объекта недвижимого имущества не изменялись, начиная с 2017 года до настоящего времени.
В подтверждение фактических обстоятельств использования спорного нежилого здания в период 2021 - 2022 гг. представитель административного истца просит принять во внимание акт обследования по определению вида фактического использования, составленный ООО "Негосударственная лаборатория судебной экспертизы" 17 января 2022 года, и экспертное заключение ООО "Городской центр оценки и консалтинга" от 10 февраля 2021 года (л.д. 150 - 151 Т.1).
Согласно экспертному заключению ООО "Городской центр оценки и консалтинга" от 10 февраля 2021 года по состоянию на указанную дату нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, эксплуатируется частично, фактически используются помещения, площадью 41,5 кв. м., для осуществления коммерческой деятельности и помещение, площадью 18,2 кв. м., под склад (л.д. 164 оборотная сторона Т.1).
В акте обследования по определению вида фактического использования, составленного ООО "Негосударственная лаборатория судебной экспертизы" 17 января 2022 года, содержатся следующие выводы о фактическом использовании помещений в спорном нежилом здании: на первом этаже - помещение "тамбур" площадью 2,9 кв. м., используется под тамбур; помещение "торговый зал" площадью 41,5 кв. м., используется под торговую деятельность; помещение "кабинет" площадью 6,9 кв. м - под конторскую деятельность; помещение "лестница" площадью 4,2 кв. м., используется под подсобную деятельность; помещение "склад" площадью 18,2 кв. м., используется под складскую деятельность; помещение "кабинет" площадью 11,2 кв. м., используется под подсобную деятельность; общая площадь мансардного этажа - 133,9 кв. м., используется под складскую деятельность; помещение "склад" площадью 47,5 кв. м., используется под складскую деятельность (л.д. 154 - 155 Т.1).
Изложенное подтверждает фактическое использование на протяжении 2021 - 2022 гг. в спорном нежилом здании помещения с наименованием "торговый зал" площадью 41,5 кв. м. для непосредственного осуществления торговой деятельности и примыкающего к торговому залу складского помещения площадью 18,2 кв. м. в целях складирования реализуемого товара.
С учетом изложенных обстоятельств, исходя из данных, содержащихся в техническом паспорте в отношении спорного нежилого здания, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 7 августа 2013 года, о наличии в составе спорного объекта такого помещения как торгового, площадью 41,5 кв. м., и функционально связанного с ним, непосредственно примыкающего складского помещения, площадью 18,2 кв. м., а также сведений о фактическом использовании на протяжении 2021 - 2022 гг. указанных помещений по их назначению в процессе осуществления торговой деятельности, руководствуясь положениями пунктов 14, 20, 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", предусматривающих, что площадь торгового объекта составляют не только площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, но и складов, иных подсобных помещений, фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли, суд полагает обоснованным включение в Перечень на 2022 год спорного нежилого здания как объекта, площадь которого более чем на 20% используется для размещения торгового объекта (41,5 кв. м. + 18,2 кв. м. = 59,7 кв. м. или 22,4% от общей площади объекта).
С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, в Перечни на 2021 и 2022 годы как торгового объекта соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем административные исковые требования Т.А.В. не подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т.А.В. о признании недействующими:
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1723 от 27 ноября 2020 года (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 387);
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области в„– 1825 от 26 ноября 2021 года (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 марта 2023 года в„– 1825), - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 28 апреля 2023 г.


------------------------------------------------------------------