Типы документов



Решение Брянского областного суда от 10.03.2023 по делу N 3а-158/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2023 г. по делу в„– 3а-158/2023

УИД 32ОS0000-01-2022-000844-89

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Таратонова И.В.,
представителя административного истца П.Н.Н., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.А.А., Н.М.А. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В Перечни на 2021, 2022 годы включен объект недвижимого имущества: жилой дом с нежилыми помещениями, площадью 1144,7 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий на праве общей долевой собственности Н.А.А., Н.М.А. (пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2021 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225; пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227).
Н.А.А., Н.М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фактически здание используется собственниками в личных целях, часть нежилых помещений передана в аренду.
С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней, административные истцы Н.А.А., Н.М.А. просят:
- признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: жилого дома с нежилыми помещениями, назначение: жилое, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>;
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: жилого дома с нежилыми помещениями, назначение: жилое, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
В судебное заседание административные истцы Н.А.А., Н.М.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель административного истца Н.А.А. по доверенности П.Н.Н. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что спорный объект недвижимого имущества представляет собой жилой дом, часть площади которого переведена в нежилые помещения. Предусмотренных законом оснований для включения здания в Перечни не имелось. Согласно техническому паспорту, составленному Брянским филиалом "Ростехинвентаризация" по состоянию на 10 апреля 2007 года, в составе спорного здания не имеется помещений, которые по своему предназначению предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. Арендуемая часть нежилых помещений в спорном здании не превышает 20% от общей площади объекта.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Включение объекта недвижимости в Перечни соответствует статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по данным технического паспорта ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 16 ноября 2006 года, площадь помещений, предназначенных под объекты торговли и офисы, составила 320,2 кв. м, или 27,97% от общей площади объекта. Кроме того, постановлением Брянской городской администрации от 26 октября 2006 года в„– 3837-П Н.Н.А. разрешено использование 592 кв. м в спорном здании в качестве офиса. Фактически спорное здание используется как торгово-офисный центр, но не жилой дом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе в отношении жилых домов, частей жилых домов - в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта.
Таким образом, включение объекта в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, возлагает на его собственников обязанность уплаты налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227 и 225, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административным истцам объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Исходя из указанных положений условием отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в Перечни объектов недвижимого имущества, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года в„– 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года в„– 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - ОК 013-2014 (СНС 2008).
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, свидетельствуют о том, что в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, представленных в материалы дела, административные истцы Н.А.А., Н.М.А. являются собственниками объекта недвижимости: здания с кадастровым номером в„– <...>, имеющего наименование: жилой дом с нежилыми помещениями, назначение: жилое, площадью 1144,7 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Право собственности административных истцов на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано 23 января 2019 года в порядке наследования после смерти ФИО37.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 ноября 2006 года, техническому паспорту, составленному Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 10 апреля 2007 года в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <...>, спорный объект недвижимости состоит на техническом учете как объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом.
Как установлено судом, спорный объект недвижимости возведен и принят в эксплуатацию в 2004 году как индивидуальный жилой дом с надворными постройками, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию от 15 сентября 2004 года (Т. 1 л.д. 225).
На кадастровом учете спорное здание также значится как индивидуальный жилой дом, что подтверждается кадастровым паспортом от 16 апреля 2013 года (Т. 1 л.д. 188 - 190).
Как следует из сообщения филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Брянской области от 24 ноября 2022 года, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов 27 ноября 2022 года и 26 ноября 2021 года, спорный объект имел следующие характеристики: вид - здание; площадь - 1144,7 кв. м; назначение - жилой дом; наименование - жилой дом с нежилыми помещениями (Т. 1 л.д. 179).
Спорный жилой дом с кадастровым номером в„– <...> расположен на земельных участках с кадастровыми номерами в„– <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (Т. 1 л.д. 26 - 32, 38 - 45, 110 - 113, 118 - 121).
Как следует из сообщения филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Брянской области от 25 ноября 2022 года, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 27 ноября 2022 года и 26 ноября 2021 года (даты вынесения оспариваемых приказов), земельный участок с кадастровым номером в„– <...> имел основной вид разрешенного использования: обслуживание жилой застройки, условно разрешенный: для индивидуального жилищного строительства; земельные участки в„– <...> имели вид разрешенного использования: обслуживание жилой застройки.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков не предполагают размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из возражений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В. следует, что принадлежащий административным истцам объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового центра, поскольку по данным технического паспорта, изготовленного ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 ноября 2006 года, площадь помещений в спорном объекте, предназначенных для использования под объекты торговли и офисы, составляет 320,2 кв. м, или 27,9% от общей площади здания. Постановлением Брянской городской администрации от 26 октября 2006 года в„– 3837-П ФИО36. разрешено перевести часть жилых помещений площадью 592 кв. м в нежилые помещения для использования в качестве офисов.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 ноября 2006 года, спорный объект учтен как объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, площадью 1144,7 кв. м, в составе которого находятся жилые помещения, площадью 559,5 кв. м, и нежилые помещения, площадью 585,2 кв. м.
Согласно экспликации к поэтажному плану в состав жилых помещений входят помещения с наименованием: поз. 1 - топочная, площадью 20,6 кв. м; поз. 2 - коридор, площадью 6,8 кв. м; поз. 3 - подсобная, площадью 25,7 кв. м; поз. 4 - подсобная, площадью 2 кв. м; поз. 5 - лестница, площадью 12,1 кв. м; поз. 6 - прихожая, площадью 19,1 кв. м; поз. 7 - жилая, площадью 17,3 кв. м; поз. 8 - жилая, площадью 21,5 кв. м; поз. 9 - жилая, площадью 54,6 кв. м; поз. 10 - коридор, площадью 34,5 кв. м; поз. 11 - лестница, площадью 11,8 кв. м; поз. 12 - туалет, площадью 5,3 кв. м; поз. 12 - кухня, площадью 31,3 кв. м; поз. 15 - коридор, площадью 11,4 кв. м; поз. 16 - коридор, площадью 40,7 кв. м; поз. 17 - ванная, площадью 8,6 кв. м; поз. 18 - коридор, площадью 7 кв. м; поз. 19 - лестница, площадью 11,8 кв. м; поз. 20 - туалет, площадью 4,6 кв. м; поз. 21 - коридор, площадью 4,2 кв. м; поз. 22 - жилая, площадью 15,8 кв. м; поз. 23 - жилая, площадью 21,7 кв. м; поз. 24 - жилая, площадью 25,8 кв. м; поз. 25 - жилая, площадью 28,5 кв. м; поз. 26 - жилая, площадью 22,5 кв. м; поз. 27 - коридор, площадью 10,5 кв. м; поз. 28 - коридор, площадью 9,6 кв. м; поз. 29 - жилая, площадью 25,9 кв. м; поз. 30 - санузел, площадью 6,1 кв. м; поз. 31 - жилая, площадью 24,1 кв. м, всего общей площадью 559,5 кв. м.
Согласно экспликации к поэтажному плану в состав нежилых помещений входят помещения с наименованием:
- в цокольном помещении: поз. 1 - коридор, площадью 25,8 кв. м; поз. 2 - складское, площадью 72,7 кв. м; поз. 3 - подсобное, площадью 4,6 кв. м; поз. 4, площадью 5,2 кв. м; поз. 5 - санузел, площадью 4,3 кв. м; поз. 6 - кабинет, площадью 21,5 кв. м; поз. 7 - комната отдыха, площадью 53,9 кв. м, всего 188 кв. м;
- на 1 этаже здания: поз. 1 - тамбур, площадью 1,4 кв. м; поз. 2 - торговый зал, площадью 15,5 кв. м; поз. 3 - торговый зал, площадью 21,7 кв. м; поз. 4 - коридор, площадью 23,6 кв. м; поз. 5 - торговый зал, площадью 10,5 кв. м; поз. 6 - санузел, площадью 2,4 кв. м; поз. 7 - кабинет, площадью 6,3 кв. м; поз. 8 - торговый зал, площадью 7,8 кв. м; поз. 9 - торговый зал, площадью 15,9 кв. м, всего 105,1 кв. м;
- на 2 этаже здания: поз. 1 - лестница, площадью 13,8 кв. м; поз. 2 - коридор, площадью 11,1 кв. м; поз. 3 - кабинет, площадью 6,7 кв. м; поз. 4 - санузел, площадью 2,3 кв. м; поз. 5 - кабинет, площадью 6,1 кв. м; поз. 6 - кабинет, площадью 15,8 кв. м, поз. 7 - кабинет, площадью 14,3 кв. м; поз. 8 - кабинет, площадью 17,4 кв. м; поз. 9 - кабинет, площадью 22,3 кв. м, всего 109,8 кв. м;
- на мансардном этаже: поз. 1 - лестница, площадью 11,7 кв. м; поз. 2 - коридор, площадью 24,2 кв. м; поз. 3 - санузел, площадью 2,1 кв. м; поз. 4 - кабинет, площадью 10,7 кв. м; поз. 5 - кабинет, площадью 20 кв. м; поз. 6 - кабинет, площадью 20,1 кв. м; поз. 7 - кабинет, площадью 20,1 кв. м; поз. 8 - кабинет, площадью 22 кв. м; поз. 9 - кабинет, площадью 45,5 кв. м; поз. 10 - подсобное, площадью 5,9 кв. м, всего 182,3 кв. м.
Статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" содержит следующее понятие торгового объекта: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта).
С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, такое наименование помещения как "торговый зал" определяют его назначение как предназначенного для использования в процессе торговой деятельности.
Между тем, согласно данным технического паспорта ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 16 ноября 2006 года площадь помещений, предназначенных для использования как торговые, составляет 71,4 кв. м (из расчета: на первом этаже здания поз. 2 - торговый зал, площадью 15,5 кв. м; поз. 3 - торговый зал, площадью 21,7 кв. м; поз. 5 - торговый зал, площадью 10,5 кв. м; поз. 8 - торговый зал, площадью 7,8 кв. м; поз. 9 - торговый зал, площадью 15,9 кв. м, итого 71,4 кв. м), что менее 20% от общей площади объекта (71,4 кв. м / 1144,7 кв. м = 6%).
Доводы представителя административного ответчика о необходимости отнесения к офисным всех нежилых помещений в спорном объекте, имеющих наименование "кабинет", отклоняются судом, поскольку само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения, следовательно, площадь всех помещений, имеющих наименование "кабинет", в данном случае не имеет правового значения без установления фактического использования объекта.
Тот факт, что постановлением Брянской городской администрации от 26 октября 2006 года в„– 3837-П ФИО35 разрешено осуществить перевод части жилых помещений в спорном здании площадью 592 кв. м в нежилые помещения для использования в качестве офисов, не свидетельствует о необходимости безусловного отнесения указанной площади как используемой в целях статьи 378.2 НК РФ без установления фактических обстоятельств использования данной площади.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни на 2021, 2022 годы.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Спорный объект недвижимости обследован с целью установления вида его фактического использования при решении вопроса о включении в Перечень на 2021 год, по результатам обследования составлен акт от 2 сентября 2020 года.
При решении вопроса о включении спорного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год обследование здания не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.
Как следует из акта проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости от 2 сентября 2020 года, площадь помещений здания, фактически используемых в целях торговли, размещения офисов, бытового обслуживания составляет 167,8 кв. м, что менее 20% от общей площади объекта. Между тем, по данным технического паспорта от 21.11.2006 площадь помещений, предназначенных для размещения торговых и офисных объектов составляет 320 кв. м, или 27,97% от общей площади здания.
Допрошенный в судебном заседании инженер ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО20 суду пояснил, что 2 сентября 2020 года принимал участие в обследовании здания, расположенного по адресу: <...> в составе комиссии с целью установления вида фактического использования объекта. По результатам обследования установлено, что на первом этаже здания в качестве торговой площади использовались помещения площадью 26,1 кв. м и 15,5 кв. м, под бытовое обслуживание использовалось помещение площадью 10,5 кв. м, на втором этаже под офисы использовались помещения площадью 17,4 кв. м, 22,3 кв. м, 21,7 кв. м, 25,8 кв. м, 28,5 кв. м, всего общей площадью 167,8 кв. м, что менее 20% от общей площади объекта. Однако, поскольку по данным технического паспорта на здание от 2006 года в его составе имелись торговые площади и кабинеты, общей площадью 320 кв. м, что составляет более 20% от общей площади объекта, комиссия пришла к выводу о соответствии спорного здания признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом все помещения, имеющие по техническому паспорту от 2006 года наименование "кабинет", были отнесены к офисам.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что при обследовании спорного объекта недвижимого имущества в 2020 году при решении вопроса о включении здания в Перечень на 2021 год, установлено, что фактически площадь объекта, используемая в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет менее 20% от общей площади объекта, при этом вывод о соответствии объекта требованиям указанной статьи принят исключительно на основании технического паспорта на объект, изготовленного ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 ноября 2006 года.
Между тем, как указывалось выше, по данным технического паспорта от 16 ноября 2006 года о безусловном предназначении использования помещений в целях статьи 378.2 НК РФ свидетельствуют такие наименования как "торговый зал", которые составляют 6% от площади объекта, в то время как отнесение помещений с наименованием "кабинет" к офисным без установления их фактического использования является неправомерным.
Принимая во внимание, что по данным обследования спорного здания в натуре от 2 сентября 2020 года установлено, что для размещения офисов используются кабинеты, общей площадью 115,7 кв. м, или 10% от общей площади объекта; под бытовое обслуживание используется 10,5 кв. м, или 0,9% от общей площади объекта; при этом торговые помещения согласно техпаспорту от 16 ноября 2006 года составляют 6% от общей площади объекта, что в совокупности не превышает 20% от общей площади здания, суд полагает неправомерным включение спорного здания в Перечень на основании технического паспорта, изготовленного ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 ноября 2006 года.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Как установлено судом, по состоянию на 10 апреля 2007 года Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по заявлению Н.Н.А. изготовлен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <...>
Согласно экспликации к указанному техническому паспорту в составе спорного объекта находятся жилые помещения, площадью 549,3 кв. м, и нежилые помещения, площадью 592 кв. м.
При этом, согласно экспликации к поэтажному плану, в состав жилых помещений в здании входят помещения с наименованием: котельная, подсобное, коридор, лестничная клетка, санузел, жилая, лоджия, при этом площадь жилых комнат составляет 251,6 кв. м (позиции 17, 18, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34 согласно экспликации); в состав нежилых помещений в спорном здании входят помещения с наименованиями: основное, подсобное, коридор, лестничная клетка, тамбур.
Таким образом, по данным технической инвентаризации от 10 апреля 2007 года, в составе спорного здания, расположенного по адресу: <...>, не имеется помещений, которые по своему предназначению предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятым Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, при составлении нового технического паспорта, новых инвентарных и поэтажных планов старые гасятся и хранятся в третьей группе документов дела, а к новому паспорту прикладывается новая ведомость текущих изменений (абзац третий пункта 11.2 Рекомендаций).
Таким образом, на момент проведения обследования спорного здания, а также на день принятия оспариваемых приказов об утверждении Перечней на 2021 и 2022 годы, актуальной технической документацией на спорный объект недвижимости являлся технический паспорт, составленный Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 10 апреля 2007 года, в то время как технический паспорт на спорный объект, составленный ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 16 ноября 2006 года, утратил свое действие в связи с составлением новой технической документации на объект.
По изложенным выше основаниям, акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости от 2 сентября 2020 года, содержащий вывод о соответствии объекта требованиям статьи 378.2 НК РФ на основании технического паспорта, изготовленного по состоянию на 16 ноября 2006 года, подлежит признанию судом недопустимым доказательством.
Принимая во внимание, что по актуальным данным технического учета в составе спорного здания не имеется помещений, предусматривающих по своему предназначению размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, оснований для включения здания в Перечни на 2021 и 2022 годы на основании сведений технического учета (инвентаризации) не имелось.
Также судом не установлено оснований для включения спорного здания в Перечни по фактическому использованию объекта.
Так, согласно представленному стороной административных истцов договору аренды между Н.А.А. и ФИО34 от 1 октября 2020 года на период с 1 октября 2020 года по 1 сентября 2021 года в спорном здании в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 16 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО21 от 1 июня 2020 года в период с 1 июня 2020 года по 1 мая 2021 года в аренду для использования под шашлычную передано помещение площадью 47 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО22 от 1 января 2020 года на период с 1 января 2020 года по 1 декабря 2020 года в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 16 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО23 от 2 марта 2020 года на период со 2 марта 2020 по 2 февраля 2021 в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 16 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО24 от 11 ноября 2020 на период с 11 ноября 2020 года по 11 октября 2021 года в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 11 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО25 от 1 ноября 2019 года на период с 1 ноября 2019 года по 1 сентября 2020 года в аренду для использования в качестве склада передано помещение площадью 35 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО26 от 1 июля 2021 года на период с 1 июля 2021 года по 1 июня 2022 в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 16 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО27 от 11 мая 2021 года на период с 11 мая 2021 года по 1 апреля 2022 в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 26 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО28 от 2 марта 2021 года на период со 2 марта 2021 года по 2 февраля 2022 в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 8 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО29 от 1 января 2021 года на период с 1 января 2021 года по 1 декабря 2022 в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 39 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО30 от 1 июля 2022 года на период с 1 июля 2022 года по 1 мая 2023 в аренду для использования в качестве ателье передано помещение площадью 19,5 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО31 от 1 января 2022 года на период с 1 января 2022 года по 1 ноября 2022 года в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 18 кв. м;
по договору аренды между Н.А.А. и ФИО32 от 1 ноября 2022 года на период с 1 ноября 2022 года по 1 сентября 2023 года в аренду для использования в качестве офиса передано помещение площадью 18 кв. м;
Таким образом, в 2020 году в спорном здании в целях статьи 378.2 НК РФ в аренду передано 141 кв. м, или 12% от общей площади объекта; в 2021 году - 179 кв. м, или 15% от общей площади объекта; в 2022 году - 144,5 кв. м, или 12% от общей площади объекта.
Допрошенный в судебном заседании 6 марта 2023 года в качестве свидетеля ФИО33 суду пояснил, что он фактически проживает в доме по адресу: <...>. Спорный объект недвижимости имеет в своем составе жилую площадь и нежилые помещения. На протяжении 2020 - 2022 годов часть нежилых помещений сдавалась в аренду индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам. До настоящего времени в указанном здании не завершен ремонт в отдельных помещениях.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в данном случае спорное здание, включающее в своем составе нежилые помещения, состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект недвижимости в качестве жилого дома, суд приходит к выводу, что жилое здание не отвечает предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к административно-деловым, торговым объектам, объектам общественного питания, бытового обслуживания.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела судом установлено, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и актуальных документах технического учета (инвентаризации), в составе спорного объекта недвижимости не имеется помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Также, вопреки доводам представителя административного ответчика, в процессе рассмотрения дела не доказано фактическое использование спорного объекта в юридически значимый период времени для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, площадью более 20% от общей площади здания.
То обстоятельство, что жилой дом, общей площадью 1144,7 кв. м, включает помимо жилой площади нежилые помещения, для правильного разрешения заявленных требований не имеет правового значения в связи с тем, что принадлежащие административным истцам нежилые помещения не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества (отдельно стоящим нежилым зданием или нежилыми помещениями), а входят в состав жилого дома и могут использоваться не в целях проживания.
Федеральный законодатель, относя жилой дом к жилым помещениям, допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан (пункт 1 части 1 статьи 16, часть 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах законных оснований для включения спорного объекта недвижимости: жилого дома с нежилыми помещениями, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: Брянская область, <...>, для включения в Перечни на 2021 и 2022 годы не имелось, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Н.А.А. и Н.М.А. в полном объеме.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2021 года и 1 января 2022 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Н.А.А., Н.М.А. - удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 225), в части включения в Перечень на 2021 год объекта недвижимости - жилого дома с нежилыми помещениями, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года в„– 227), в части включения в Перечень на 2022 год объекта недвижимости - жилого дома с нежилыми помещениями, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 24 марта 2023 года.


------------------------------------------------------------------