Типы документов



Решение Брянского областного суда от 08.02.2023 по делу N 3а-229/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25.11.2019 N 1524, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723>



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-229/2023

УИД 32OS0000-01-2022-000955-47

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием
прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца Л.К.Н., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.В.М. о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 99), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97),

установил:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года в„– 1512, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1618 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1618 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 октября 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1617 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1617 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 октября 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1616 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1616 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 октября 2022 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказов от 21 октября 2022 года Nв„– 1616, 1617, 1618), включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости: здание, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
Административный истец К.В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. По сведениям ЕГРН и технической документации спорный объект недвижимого имущества является жилым домом и фактически используется по его прямому назначению. Спорный объект недвижимого имущества располагается на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, который имеет вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
На основании изложенного, просил суд признать недействующими включающие объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1618), пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1617), пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 2022 года в„– 1616).
В ходе судебного разбирательства дела представитель административного истца уточнила заявленные исковые требования и просила суд
- признать не действующим с 1 января 2020 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него объекта недвижимого имущества - <...> с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, площадью <...> кв. м;
- признать не действующим с 1 января 2021 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него объекта недвижимого имущества - <...> с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, площадью <...> кв. м.
От исковых требований в части признания недействующим пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 21 октября 20225 года в„– 1618) отказалась, в связи с чем определением суда от 8 февраля 2023 года производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца Л.К.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика С.О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...> с видом разрешенного использования: <...>. Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН в составе объекта значится нежилое помещение "<...>" площадью <...> кв. м с кадастровым номером в„– <...>. В отношении данного помещения в выписке из ЕГРН содержатся сведения об обременениях, в частности, право аренды сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО8. Согласно сведениям ЕГРЮЛ учредителем ФИО8 является административный истец, основным видом деятельности Общества является <...>. Адрес регистрации юридического лица: <...>. Таким образом, фактически объект представляет собой нежилое здание, в составе которого имеется помещение с наименованием "<...>" площадью более 20% от общей площади здания, которое используется в качестве торговли.
Административный истец К.В.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направил.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца Л.К.Н., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года в„– 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, направляет Перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66, Управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и полномочен принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Оспариваемые административным истцом Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2020 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на момент рассмотрения административного иска действуют: приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 99, приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года в„– 97, опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 8 февраля 2023 года.
Таким образом, оспариваемые приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2023 года Nв„– 97, 99 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, К.В.М. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание, назначение: <...>, наименование: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
Спорный объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> включен в оспариваемые Перечни в действующей редакции под пунктами: в Перечень на 2020 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Исходя из указанных положений условием отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемым в Перечни объектов недвижимого имущества, является то, что указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми здания (строениями или сооружениями).
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которое идентифицируется наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года в„– 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания в вышеназванном федеральном законе определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года в„– 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений.
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют сделать вывод о том, что в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> имеет назначение: жилое, наименование: жилой дом.
Обосновывая законность включения спорного здания с кадастровым номером в„– <...> в оспариваемые Перечни на 2020 - 2021 годы административный ответчик указал на то, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, имеющем вид разрешенного использования: <...>, а также имеет в своем составе нежилое помещение "<...>" площадью <...> кв. м, что составляет более 20% общей площади здания, которое фактически используется административным истцом для осуществления торговли.
Однако, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (выписки в„– <...> от ДД.ММ.ГГГГ) спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>.
Указанный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности К.В.М.
Согласно сообщениям Филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в„– <...> и от ДД.ММ.ГГГГ в„– <...>, сведения о расположении объекта капитального строительства с кадастровым номером в„– <...> на земельном участке с кадастровым номером в„– <...> были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки сведений ЕГРН было установлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером в„– <...> не располагается на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, а фактически расположен на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>. В результате исправления данной технической ошибки ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены соответствующие изменения о расположении объекта капитального строительства с кадастровым номером в„– <...> на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>.
Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости в составе здания с кадастровым номером в„– <...> находится помещение, назначение: <...>, наименование: <...>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>.
По данным технического паспорта на жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, назначение объекта недвижимости: жилой дом, общая площадь составляет <...> кв. м, жилая - <...> кв. м. В составе дома имеются: прихожая площадью <...> кв. м (позиция на плане 1), кухня площадью <...> кв. м (позиция на плане 2), ванная площадью <...> кв. м (позиция на плане 3), жилые комнаты площадью <...> кв. м (позиции на плане 4, 5, 6), лестница площадью <...> кв. м (позиция на плане 7), торговое помещение площадью <...> кв. м (позиция на плане 8), коридор площадью <...> кв. м, подсобные помещения площадью <...> кв. м (позиции на плане 10, 12) и тамбур площадью <...> кв. м (позиция на плане 13).
Помещения под позициями 8, 9, 10, 12, 13 общей площадью <...> кв. м входят в состав нежилого помещения (<...>) с кадастровым номером в„– <...>.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что на момент включения спорного объекта недвижимости, имеющего в своем составе нежилое помещение магазина, в оспариваемые Перечни на 2020 - 2021 годы он состоял на государственном кадастровом учете и был зарегистрировано в качестве жилого дома, а, следовательно, не отвечал предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям объектов, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме того, нежилое помещение (<...>) с кадастровым номером в„– <...>, входящее в состав жилого дома с кадастровым номером в„– <...>, является самостоятельным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (ответ Филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в„– <...>).
Исходя из состава сведений, подлежащих включению в Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2020 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (Приложения к приказам управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 и от 27 ноября 2020 года в„– 1723), объект недвижимости - нежилое помещение <...>) с кадастровым номером в„– <...> также включен в оспариваемые Перечни (в Перечень на 2020 год под пунктом в„– <...>, в Перечень на 2021 год под пунктом в„– <...>), что фактически создает для административного истца условия двойного налогообложения, не допускается положениями Налогового кодекса Российской Федерации и противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности административным ответчиком предусмотренных законом оснований для включения спорного объекта недвижимости - жилого дома в Перечни.
Довод представителя административного ответчика о том, что в составе спорного объекта недвижимости имеется помещение "<...>" площадью <...> кв. м, что составляет более 20% от общей площади здания, которое также фактически используется административным истцом для осуществления торговли, правового значения с учетом установленных по делу обстоятельств не имеет.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления К.В.М.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год, 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление К.В.М., удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2020 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него объекта недвижимого имущества: здания, наименование: <...>, назначение: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>; общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>;
Признать не действующим с 1 января 2021 года пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него объекта недвижимого имущества: здания, наименование: <...>, назначение: <...>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <...>; общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2023 года.

Председательствующий
Е.М.БУРЛИНА


------------------------------------------------------------------