Типы документов



Решение Брянского областного суда от 02.02.2023 по делу N 3а-94/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-94/2023

УИД 32ОS0000-01-2022-000687-75

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Б.А.А.,
с участием прокурора Хроленок Т.А., представителя административного истца С.А.П., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "У.К. Актив Групп" о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923); от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1922),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 декабря 2022 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1922, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 декабря 2022 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
В Перечни на 2021 и 2022 годы включен объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, площадью 969,4 кв. м, расположенное по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "У.К. Актив Групп" (пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2021 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923; пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1922).
ООО "У.К. Актив Групп" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни названного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое здание не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней, административный истец ООО "У.К. Актив Групп" просит признать не действующими:
- с 1 января 2021 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, в редакции приказа от 22 декабря 2022 года в„– 1923;
- с 1 января 2022 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, в редакции приказа от 22 декабря 2022 года в„– 1922.
Представитель административного истца по доверенности С.А.П. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что фактически спорное здание используется в производственной деятельности общества, что подтверждается заключением специалиста ООО "РосЭкспертЪ" в„– 29-22-н от 29 апреля 2022 года. Спорное здание частично передано в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО15 по договору аренды в„– 03.03/2014/7 от 18 апреля 2014 года. Арендованная ФИО17 площадь составляет 149,1 кв. м, что менее 20% от общей площади здания, при этом ФИО16 оказывает услуги по ремонту автомобилей исключительно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, то есть осуществляет деятельность, не связанную с оказанием бытовых услуг. Включение объекта в Перечни необоснованно возлагает на общество обязанность по уплате налоговых платежей в повышенном размере.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорное нежилое здание включено в Перечни на 2021 и 2022 год как объект бытового обслуживания, поскольку актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания от 14 января 2020 года установлено, что нежилое здание используется в качестве автосервиса площадью более 20% от общей площади объекта недвижимости.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З "О налоге на имущество организаций", согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента (пункт 3 статьи 1).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1922) изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Таким образом, исходя из приведенных положений федерального и регионального законодательства, для признания включения спорного здания в Перечни законным, административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Как установлено судом, административному истцу ООО "У.К. Актив Групп" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, площадью 969,4 кв. м, расположенное по адресу: <...>
Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано 4 апреля 2012 года.
Земельный участок по адресу нахождения спорного объекта недвижимости: <...>, площадью 2715 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для использования зданий производственной базы, дата постановки на кадастровый учет - 9 сентября 2010 года.
Названный земельный участок передан в аренду ООО "У.К. Актив Групп" по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности в„– 45464 от 18 января 2011 года.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, - "для использования зданий производственной базы" - не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412, а также Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39.
Как следует из сообщения филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области от 8 ноября 2022 года в„– 8370/14@-ОЖ, по состоянию на 27 ноября 2020 года, 26 ноября 2021 года (даты утверждения оспариваемых Перечней) земельный участок с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...>, имел вид разрешенного использования "для использования зданий производственной базы".
Изложенное свидетельствует, что в юридически значимый период времени названный земельный участок имел один вид разрешенного использования, который, исходя из его наименования, не допускает размещение объектов, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения в Перечни спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> по виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> могло быть включено в Перечни на 2021 и 2022 годы по фактическому использованию объекта либо по критерию его предназначения как торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания или объекта, предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорное здание с кадастровым номером в„– <...> имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание с боксом для автотранспорта.
Как следует из технического паспорта, составленного Брянским филиалом ГУП "Орловский центр "Недвижимость" по состоянию на 7 апреля 2009 года, объект имеет наименование "административное здание с боксом для автотранспорта", его площадь составляет 969,4 кв. м, в его составе находятся помещения с наименованием:
- на первом этаже: коридор, площадью 45,7 кв. м; мастерская, площадью 71,1 кв. м; кабинет, площадью 30,1 кв. м; кабинет, площадью 9,1 кв. м; кабинет, площадью 9,3 кв. м; кабинет, площадью 13,2 кв. м; кабинет, площадью 16,3 кв. м; коридор, площадью 12,7 кв. м; гараж, площадью 483,4 кв. м; мастерские, площадью 74,1 кв. м; тамбур, площадью 8,4 кв. м; итого, общей площадью 773,4 кв. м;
- на втором этаже: коридор, площадью 21,2 кв. м; кабинет, площадью 15,1 кв. м; коридор, площадью 4,6 кв. м; кабинет, площадью 34,5 кв. м; кабинет, площадью 11,9 кв. м; кабинет, площадью 21,0 кв. м; подсобное, площадью 3,9 кв. м; кабинет, площадью 18,5 кв. м; кабинет, площадью 8,9 кв. м; кабинет, площадью 12,7 кв. м; коридор, площадью 3,8 кв. м; кабинет, площадью 31,8 кв. м; коридор, площадью 8,1 кв. м; итого, общей площадью 196 кв. м.
Между тем, как установлено судом, актуальными сведениями технической инвентаризации спорного объекта являются данные обследования, произведенного 12 июля 2018 года межрайонным отделением в„– 2 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", по результатам которого составлена экспликация о нахождении в составе спорного нежилого здания, общей площадью 974 кв. м, следующих помещений:
- по первому этажу: коридор, площадью 45,7 кв. м; мастерская, площадью 70,3 кв. м; мастерская, площадью 30 кв. м; раздевалка, площадью 9,1 кв. м; раздевалка, площадью 9,3 кв. м; складское, площадью 13,2 кв. м; складское, площадью 16,3 кв. м; коридор, площадью 12,3 кв. м; гараж, площадью 314,5 кв. м; мастерская, площадью 144,3 кв. м; мастерская, площадью 93,8 кв. м; коридор, площадью 8,2 кв. м; итого, общей площадью 767 кв. м;
- по второму этажу: помещение, площадью 8,7 кв. м; помещение, площадью 21,3 кв. м; помещение, площадью 15,1 кв. м; помещение, площадью 4,5 кв. м; помещение, площадью 34,5 кв. м; помещение, площадью 11,9 кв. м; помещение, площадью 21,8 кв. м; помещение, площадью 8,1 кв. м; помещение, площадью 31,8 кв. м; помещение, площадью 50 кв. м; итого, общей площадью 207 кв. м.
При этом, все помещения на втором этаже спорного здания согласно экспликации от 12 июля 2018 года не используются.
Нахождение в составе нежилого здания помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует о возможности отнесения спорного здания к офисным, поскольку термин "кабинет" не является тождественным понятию "офис".
Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, свидетельствует об отсутствии в составе спорного нежилого здания помещений, предназначенных для использования в качестве торговых помещений, офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
При этом суд считает обоснованным включение нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2021 и 2022 годы по фактическому использованию как объекта бытового обслуживания.
К указанному выводу суд приходит по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Объектов) на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области; сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН; сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов); информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; результатов, указанных в актах обследований.
Пунктами 2, 9 Порядка предусмотрено, что мероприятия, направленные на выявление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) Объектов в целях включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость либо исключения соответствующих Объектов из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляются Территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования Объектов путем обследований Объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) Объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости (далее - камеральные обследования).
Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике определения вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Методика).
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости от 14 января 2020 года установлено, что нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, используется как объект бытового обслуживания для оказания авторемонтных услуг, обслуживания автомобилей, площадью 552,6 кв. м, что составляет 56,74% от общей площади здания (552,6 кв. м / 974 кв. м = 56,74%) (Т. 1 л.д. 53).
Как следует из акта от 14 января 2020 года, мероприятия по обследованию объекта проведены путем камерального обследования и последующего натурного обследования с доступом в нежилое здание, к акту приложена фототаблица, фиксирующая в спорном здании ремонтные мастерские для автомобилей, автомобили, в том числе, на территории возле здания, вывеску на здании с перечнем производимых работ: металлообработка, восстановление деталей, грузовой автосервис.
Акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного нежилого здания от 14 января 2020 года суд признает надлежащим и достоверным доказательством соответствия спорного объекта недвижимости требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он составлен уполномоченными должностными лицами, соответствует Порядку и Методике.
Обстоятельства, изложенные в акте, подтверждаются фотографиями спорного объекта, произведенными в ходе обследования, показаниями свидетелей и материалами дела.
Так, инженер по инвентаризации строений и сооружений МО в„– 2 ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО18, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании 14 сентября 2022 года, суду пояснила, что 14 января 2020 года она принимала участие в комиссионном обследовании нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, с целью установления вида фактического использования объекта. В ходе обследования установлено, что 552,6 кв. м площади первого этажа здания используются как автосервис для проведения авторемонтных и сопутствующих работ. При проведении обследования использовалась актуальная экспликация здания, составленная по состоянию на 12 июля 2018 года, при этом зафиксировано отсутствие изменений в планировке и конструктивных решениях здания после указанной даты. В ходе обследования установлено, что для размещения автосервиса на первом этаже использовались помещения, площадью 314,5 кв. м, 144,3 кв. м, 93,8 кв. м (на экспликации от 12 июля 2018 года - позиции 9, 10, 11 соответственно), где находились две смотровые ямы, различные детали, инструменты, стояла автомашина. На здании размещалась вывеска о проведении ремонтных работ. На втором этаже здания находились кабинеты, которые не использовались. Вход на территорию, где расположено спорное здание, - свободный. При проведении обследования в автомастерской находилась грузовая автомашина, на территории возле спорного здания располагались легковые автомобили.
Свидетель ФИО19, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании 1 ноября 2022 года, суду пояснила, что 14 января 2020 года она принимала участие в комиссионном обследовании нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, с целью установления вида фактического использования объекта. В ходе обследования установлено, что здание используется как автосервис, на территории возле здания располагался грузовой автомобиль. На здании размещалась вывеска с указанием времени работы. Вход на территорию, где расположено здание, был свободным.
Индивидуальный предприниматель ФИО20, допрошенный в качестве свидетеля в судебных заседаниях 14 сентября 2022 года и 31 января 2023 года, суду пояснил, что начиная с 2014 года вплоть до настоящего времени он является арендатором части помещений на первом этаже здания, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО "У.К. Актив Групп", на основании договора аренды от 18 апреля 2014 года в„– 03.03/2014/7 (Т. 1 л.д. 151 - 155). В арендуемых помещениях он оказывает услуги по металлообработке, изготовлению деталей, восстановлению деталей, осуществляет токарные работы, занимается ремонтом грузовых автомобилей. Его клиентами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, обслуживание физических лиц он не осуществляет. В соответствии с условиями договора в аренду передана площадь, равная 149,1 кв. м, однако в случае производственной необходимости, большого объема работ и материалов, он (ФИО21) использовал для работы на первом этаже здания площадь большую, нежели чем установлено договором аренды.
Свидетель ФИО22, допрошенная в судебных заседаниях 14 сентября 2022 года и 31 января 2023 года, подтвердила факт осуществления ФИО23 в 2021 и 2022 годах в здании, расположенном по адресу: <...>, предпринимательской деятельности, связанной с авторемонтными услугами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ФИО24 является "Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы" (код ОКВЭД 25.61); одним из дополнительных видов деятельности ФИО25 является "Техническое обслуживание и ремонт транспортных автотранспортных средств" (код ОКВЭД 45.2) (Т. 2 л.д. 171 - 174).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р виды деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Госстандарта от 31 января 2014 года в„– 14-ст: обработка металлов и нанесение покрытий на металлы (код ОКВЭД 25.61); техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (код ОКВЭД 45.20); техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 45.2), относятся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указывалось выше, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом направленности правоотношений в сфере бытового обслуживания на выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
О нахождении в спорном здании ремонтной мастерской для неограниченного круга лиц, в том числе, по оказанию услуг по металлобработке, ремонту транспортных средств, свидетельствует информация из открытых источников в сети "Интернет", в том числе фотоснимки, реклама (Т. 1 л.д. 290 - 292).
Из изложенного следует, что в спорном здании с кадастровым номером в„– <...>, арендованы помещения площадью более 20% от общей площади здания в целях осуществления деятельности, которая в соответствии с законодательством относится к деятельности по оказанию бытовых услуг, что полностью подтверждается актом обследования от 14 января 2020 года.
При установленных судом обстоятельствах по делу, учитывая Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госстандарта России от 31 января 2014 года в„– 14-ст, сведения которого подлежат использованию при установлении видов осуществляемой деятельности, следует, что административный ответчик правомерно отнес спорное здание к объектам недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется из его кадастровой стоимости.
Вопреки позиции представителя административного истца, представленные договоры на оказание ФИО26 авторемонтных услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, акты выполненных работ не опровергают установленные судом выводы об оказании ФИО27 в юридически значимый период времени в спорном здании бытовых услуг.
При этом доводы представителя административного истца о том, что площадь помещений, используемая ФИО28 в спорном здании, не превышает 20% от общей площади объекта, суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с договором аренды в„– 03.03/2014/7 от 18 апреля 2014 года, заключенным между ООО "У.К. Актив Групп" (арендодатель) и ФИО29 (арендатор), последнему предоставлено за плату во временное владение и пользование нежилое помещение в Административном здании с боксом для автотранспорта (Лит. В), расположенное по адресу: <...>, общей площадью 149,1 кв. м.
Приложением в„– 1 к договору аренды установлено, что ФИО30 переданы в аренду помещения в„– 2, площадью 71,1 кв. м; в„– 3, площадью 30,1 кв. м; в„– 4, площадью 9,1 кв. м; в„– 5, площадью 9,3 кв. м; в„– 6, площадью 13,2 кв. м; в„– 7, площадью 16,3 кв. м, что составляет 15% от общей площади нежилого здания (из расчета: 149,1 кв. м / 969,4 кв. м = 15%).
Между тем, как следует из показаний ФИО31, допрошенного судом в качестве свидетеля, в период действия договора аренды, в том числе на протяжении 2021 и 2022 годов, действуя с согласия арендодателя, в целях производственной необходимости при большом объеме работ, он периодически занимал в спорном здании площадь, большую, нежели чем установлено договором аренды. При этом, на экспликации спорного объекта от 12 июля 2018 года в качестве дополнительно занимаемой площади, ФИО32 указал на позицию в„– 9 на первом этаже здания, площадью 314,5 кв. м (помещение, в котором расположены две смотровые ямы).
Показания свидетеля ФИО33 подтверждаются актом обследования от 14 января 2020 года, которым установлено, что площадь, используемая для размещения автомастерской, составляет 552,6 кв. м, а также согласуются с показаниями свидетеля ФИО34 о том, что при проведении натурного обследования в площадь для бытового обслуживания включены помещения на первом этаже здания, площадью 314,5 кв. м, 144,3 кв. м, 93,8 кв. м - позиции 9, 10, 11 на экспликации от 12 июля 2018 года.
При этом суд критически оценивает показания свидетеля ФИО35 данные в судебном заседании 31 января 2023 года, о том, что ФИО36 не использовались в спорном здании помещения, помимо предоставленных договором аренды, поскольку показания указанного свидетеля в названной части голословны, ничем не подтверждены, опровергаются показаниями ФИО37, актом обследования от 14 января 2020 года.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности включения нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, в Перечень на 2021 год на основании акта обследования от 14 января 2020 года.
Суд также полагает правомерным включение указанного здания как объекта бытового обслуживания в Перечень на 2022 год по следующим основаниям.
При решении вопроса о включении здания в Перечень на 2022 год обследование здания не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.
Между тем, исходя из показаний свидетеля ФИО38 следует, что на протяжении 2022 года условия использования им в предпринимательской деятельности помещений в нежилом здании по адресу: г. <...> не изменялись, оставались прежними, в том числе, в части дополнительно используемой площади объекта в размере 314,5 кв. м.
Более того, как следует из сообщения ИФНС по г. Брянску от 1 декабря 2022 года, на период с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года ФИО39 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения по виду деятельности "ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирования и предоставления аналогичных услуг" (Т. 2 л.д. 132).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р вид деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Госстандарта от 31 января 2014 года в„– 14-ст: мойка автотранспортных средств, полирования и предоставления аналогичных услуг (код ОКВЭД 45.20.3) также относится к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из сообщения ИФНС по г. Брянску от 20 октября 2022 года, за ФИО40 13 апреля 2022 года зарегистрирована 1 единица контрольно-кассовой техники по адресу: <...> (Т. 2 л.д. 16).
Изложенные обстоятельства в их совокупности, свидетельствуют об оказании ФИО41 на протяжении 2022 года в спорном нежилом здании бытовых услуг.
При этом, принимая во внимание показания свидетеля ФИО42 о фактическом использовании им в спорном объекте, в том числе, на протяжении 2022 года, помещений, площадью 149,1 кв. м и 314,5 кв. м, следует, что на протяжении 2022 года спорный объект недвижимости использовался как объект бытового обслуживания площадью 463,6 кв. м (149,1 кв. м + 314,5 кв. м = 463,6 кв. м), что составляет 48% от общей площади нежилого здания (из расчета: 463,6 кв. м / 969, 4 кв. м = 48%).
Кроме того, как установлено судом, в период с 1 июля 2022 года по 31 января 2023 года по договору аренды в„– 01.07/2022/3, заключенному между ООО "У.К. Актив Групп" (арендодатель) и ФИО43 (арендатор), последнему в аренду предоставлено помещение в Административном здании с боксом для автотранспорта (Лит. В), расположенное по адресу: <...>, площадью 98 кв. м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дополнительными видами деятельности ФИО44 является "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (код ОКВЭД 45.20), "Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств" (код ОКВЭД 45.20.2), которые, как указывалось выше, относятся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства, по мнению суда, дополнительно подтверждают фактическое использование в 2022 году нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, для оказания бытовых услуг.
Суд отклоняет доводы представителя административного истца о несоответствии спорного нежилого здания условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, со ссылкой на заключение ООО "РосЭксперЪ" в„– 29-22-н от 29 апреля 2022 года, поскольку из содержания указанного заключения не следует однозначный вывод о невозможности использования спорного объекта недвижимости для оказания бытовых услуг, в том числе, авторемонтных работ, услуг по металлообработке и т.д.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные судом обстоятельства фактического использования спорного нежилого здания, суд приходит к выводу о правомерности включения объекта недвижимости с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2021 и 2022 годы, как соответствующего критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований для исключения названного здания из Перечней на 2021 и 2022 годы при собранных по делу доказательствах не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "У.К. Актив Групп" о признании недействующими:
- пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923;
- пункта в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1922) - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2023 года.


------------------------------------------------------------------