Типы документов



Решение Брянского областного суда от 25.01.2023 по делу N 3а-169/2023 <О признании недействующими пунктов N <...> N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2023 г. по делу в„– 3а-169/2023

УИД 32OS0000-01-2022-000846-83

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре С.Г.А.,
с участием прокурора Таратонова И.В.,
представителя административного истца М.Т.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Брянконфи" о признании частично не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 г. в„– 1723 (в редакции приказа от 22 декабря 2022 г. в„– 1923),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 г. в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 г., определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 г. в„– 1923 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 г.
В Перечень на 2021 год включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее на праве собственности акционерному обществу "Брянконфи" (пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2021 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 г. в„– 1923).
Представитель АО "Брянконфи" обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив требования, просит признать недействующим пункт в„– <...> в„– <...> Перечня на 2021 год, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Нежилое здание входит в состав имущества производственного комплекса, является столовой предприятия, которая предназначена для улучшения условий труда работников и организации их питания. Общество, эксплуатируя здание столовой, не оказывает услуги общественного питания населению в качестве самостоятельного вида услуг, доступ в данное здание для иных лиц, кроме сотрудников завода, невозможен. Необоснованное включение спорного объекта недвижимости в Перечень нарушает права акционерного общества, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество юридических лиц, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца М.Т.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что спорный объект недвижимости включен в Перечень как объект общественного питания, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое помещение имеет наименование: "столовая". Включение спорного объекта в Перечень по его наименованию соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 г. в„– 79-З "О налоге на имущество организаций", согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента (пункт 3 статьи 1).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 г. в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 г. в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 г. в„– 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 г. в„– 1923), издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 г. в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
Как установлено судом, административному истцу АО "Брянконфи" на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение, площадью 440,6 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>
Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано 13 августа 2003 г.
Спорное нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> расположено в нежилом здании с кадастровым номером в„– <...>, площадью 1701,8 кв. м, имеющего наименование: "производственный корпус в„– 2, столовая".
Нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> расположено на земельном участке, площадью 21 320 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, по адресу: <...> имеющим вид разрешенного использования: "для производственной базы", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23 ноября 2022 г. в„– КУВИ-001/2022-207924689.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером в„– <...> зарегистрировано за АО "Брянконфи" 4 января 2003 г.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечня на 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Такой вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...> - "для производственной базы", - не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. в„– 540, а также Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. в„– 39.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> - "для производственной базы", суд приходит к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого акта земельный участок, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, расположенное на указанном земельном участке здание с кадастровым номером в„– <...>, не подлежало включению в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, следовательно, не имелось оснований для включения в Перечень спорного объекта по указанному основанию.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 440,6 кв. м, имеет наименование "столовая".
Согласно экспликации к техническому паспорту, составленному 2-м межрайонным отделением ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 3 октября 2007 г., в составе спорного объекта недвижимости имеются следующие помещения:
- на первом этаже: лестничная клетка площадью 7,4 кв. м (позиция 40); коридор площадью 19,2 кв. м (позиция 41); тамбур площадью 3,2 кв. м (позиция 42); тамбур площадью 3,2 кв. м (позиция 43); мясной цех площадью 12,1 кв. м (позиция 44); холодный цех площадью 12,3 кв. м (позиция 45); помещение лифта площадью 4,7 кв. м (позиция 46); горячий цех площадью 24,6 кв. м (позиция 47); инвентарная площадью 1,4 кв. м (позиция 48); склад сыпучих продуктов площадью 6,1 кв. м (позиция 49); моечная площадью 8,1 кв. м (позиция 50); овощной цех площадью 6,1 кв. м (позиция 51); венткамера площадью 11,5 кв. м (позиция 52); коридор площадью 22,2 кв. м (позиция 53); душевая площадью 2,7 кв. м (позиция 54); туалет площадью 2,7 кв. м (позиция 55); раздевалка площадью 6,3 кв. м (позиция 56); санузел площадью 1,7 кв. м (позиция 57); санузел площадью 1,7 кв. м (позиция 58); санузел площадью 1,4 кв. м (позиция 59); санузел площадью 3,1 кв. м (позиция 60);
- на втором этаже: лестничная клетка площадью 17,7 кв. м (позиция 46); кабинет площадью 4,8 кв. м (позиция 47); столовая площадью 124,8 кв. м (позиция 48); моечная площадью 16,8 кв. м (позиция 49); банкетный зал площадью 27,2 кв. м (позиция 50).
Представитель административного истца, не оспаривая фактическое использование спорного нежилого помещения в качестве столовой, в обоснование заявленного требования, ссылается на то, что столовая предназначена для улучшения условий труда работников Общества, а не в качестве объекта общественного питания, способного обеспечить извлечение дохода и принесение прибыли.
Суд находит данные доводы обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого приказа) обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются, в том числе помещения для приема пищи.
Само по себе наименование спорного объекта "столовая", равно как и назначение входящих в его состав помещений, таких как "банкетный зал", "столовая", "мясной цех", "горячий цех", не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).
Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
Предприятие общественного питания (предприятие питания) - это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В пунктах 20 - 40 указанного стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в том числе даны следующие понятия: столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 в„– 1515, услуги общественного питания - услуги, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой. Столовая - предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, расположены другие здания и сооружения производственного назначения, принадлежащие АО "Брянконфи": нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> наименование: производственно-вспомогательный корпус; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> наименование: склад готовой продукции и вспомогательных материалов; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: компрессорная; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: котельная; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: корпус вафельного производства (вафельный цех); нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: склад сырья и вспомогательных материалов; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> наименование: магазин для обслуживания рабочих; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: здание утепленного прирельсового склада с наземной транспортной галереей; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: стоянка служебных автомобилей; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: административно-производственный корпус; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: склад модуль; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: 2-х этажный производственный корпус, пристроенный к зданию столовой; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: проходная; нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, наименование: автовесовая, литер С.
Территория предприятия ограждена с организацией пропускного, охранного, внутриобъектового режимов, что подтверждается Положением о пропускном, охранном, внутриобъектовом, пропускном режиме, утвержденным приказом генерального директора АО "Брянконфи" от 23 октября 2020 г. в„– <...> в„– <...>.
Допрошенные в судебном заседании 1 декабря 2022 г. в качестве свидетелей начальник производственно-технологической службы АО "Брянконфи" ФИО11., заведующий столовой ФИО12 пояснили, что на территории предприятия функционирует столовая, предназначенная исключительно для питания сотрудников АО "Брянконфи". Питание работникам предоставляется бесплатно, ведется строгий учет получения питания работниками АО "Брянконфи" по специальным учетным карточкам. Вход в столовую посторонних лиц, не являющихся работниками АО "Брянконфи", невозможен. Все сотрудники столовой являются штатными работниками АО "Брянконфи".
Сотрудник ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО13, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании 25 января 2023 г., суду пояснила, что 9 июля 2021 г. она принимала участие в обследовании спорного помещения с целью установления его фактического использования. По результатам обследования установлено, что спорное нежилое помещение расположено на территории АО "Брянконфи", используется как столовая для организации питания исключительно сотрудников указанного предприятия, иные лица в столовой не обслуживаются. Вход в столовую возможен только с территории предприятия, территория ограждена, действует охранно-пропускной режим. По результатам обследования составлен акт от 9 июля 2021 г., которым констатировано несоответствие объекта признакам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Сотрудник ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО14, допрошенный в судебном заседании 1 декабря 2022 г., суду пояснил, что обследование спорного помещения с целью установления вида его фактического использования при решении вопроса о включении в Перечень на 2021 год не проводилось. Объект включен в Перечень на 2021 год по результатам камеральной проверки как объект общественного питания согласно наименованию "столовая" по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, о чем составлен акт от 10 октября 2020 г.
Показания указанных свидетелей суд признает допустимыми доказательствами по делу, так как они последовательны, не противоречивы, подтверждаются письменными материалами дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложные показания по статье 307 Уголовного кодекса РФ.
Как следует из представленного административным истцом коллективного договора на 2021 - 2023 годы, а также Положения об организации питания в столовой, АО "Брянконфи" взяло на себя обязательства обеспечить работников предприятия комплексными обедами. Стоимость обеда обеспечивается за счет предприятия, ежедневный учет получения работниками обедов осуществляется в столовой по индивидуальным пропускам с микрочипами работников.
Согласно расчету финансового результата деятельность столовой АО "Брянконфи" приносит убыток предприятию: за 2020 г. убыток составил 1056062 руб.; за 2021 год - 1869299 руб.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное помещение столовой создано в целях обеспечения работников АО "Брянконфи" питанием, столовая входит в заводской комплекс, составляет инфраструктуру АО "Брянконфи", которое является предприятием закрытого типа. Столовая обслуживает только работников предприятия в период рабочей смены, расположена внутри охраняемой производственной территории, доступ на которую ограничен пропускным режимом и как самостоятельный коммерческий объект не используется.
Несмотря на то, что формально и техническая документация, и наименование спорного нежилого помещения предусматривают размещение объекта общественного питания, необходимо учитывать, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в особом порядке.
В данном случае судом установлено, что помещение столовой входит в производственный комплекс предприятия, функционально неотделимо от него, доступ в здание, где расположено спорное нежилое помещение, ограничен. Столовая, функционально неотделимая от производственного комплекса, обеспечивает потребности сотрудников предприятия, то есть не является объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела фактическое использование помещения по предназначению, наименование объекта, не является безусловным основанием для отнесения его к объектам общественного питания.
Доказательств использования спорного здания в целях оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности и для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности административным ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что помещение с кадастровым номером в„– <...>, включенное в Перечень на 2021 год, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, используемого по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта общественного питания, в связи с чем административный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельного его положения не действующим с 1 января 2021 г.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества "Брянконфи" - удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2021 г. пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 декабря 2022 года в„– 1923).
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 8 февраля 2023 года.


------------------------------------------------------------------