Типы документов



Постановление Правительства Брянской области от 27.12.2023 N 774-п "О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 31 декабря 2018 года N 762-п "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. в„– 774-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА в„– 762-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,
ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2023 года в„– 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Брянской области от 31 декабря 2018 года в„– 762-п "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 18 марта 2019 года в„– 95-п, от 12 сентября 2019 года в„– 425-п, от 13 декабря 2019 года в„– 597-п, от 26 декабря 2019 года в„– 697-п, от 29 июня 2020 года в„– 279-п, от 3 августа 2020 года в„– 330-п, от 20 октября 2020 года в„– 474-п, от 25 декабря 2020 года в„– 666-п, от 28 декабря 2020 года в„– 671-п, от 11 октября 2021 года в„– 419-п, от 19 октября 2021 года в„– 447-п, от 29 декабря 2021 года в„– 667-п, от 29 декабря 2021 года в„– 668-п, от 14 апреля 2022 года в„– 139-п, от 12 октября 2022 года в„– 439-п, от 28 декабря 2022 года в„– 692-п, от 31 декабря 2022 года в„– 722-п, от 26 июня 2023 в„– 339-п, от 27 декабря 2023 года в„– 773-п), изложив преамбулу в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2023 года в„– 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области постановляет:".

2. Внести изменения в государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области", утвержденную вышеуказанным постановлением, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Грибанова Б.И.

Исполняющий обязанности Губернатора
Ю.В.ФИЛИПЕНКО





Приложение
к постановлению
Правительства Брянской области
от 27 декабря 2023 г. в„– 774-п

"Утверждена
постановлением
Правительства Брянской области
от 31 декабря 2018 г. в„– 762-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы

1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей
среды, воспроизводства и использования
природных ресурсов Брянской области

Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в последние годы являются приоритетными при осуществлении государственной политики в Брянской области. Ведущее место занимают проблемы отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, охраны особо охраняемых природных территорий Брянской области, состояния гидротехнических сооружений, охраны и регулирования объектов животного мира.
Брянская область активно развивается как в аграрном, так и в промышленном секторе. Как следствие, в регионе ежегодно образуется более 500 тыс. тонн отходов производства и потребления, основной объем которых в регионе приходится на твердые коммунальные отходы и отходы производства, образующиеся на предприятиях, занятых в сфере сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, обрабатывающие производства.
На количество и состав твердых коммунальных отходов влияют такие факторы, как уровень экономического развития населенного пункта, степень благоустройства жилищного фонда, вид топлива, используемого при местном отоплении, степень развития системы общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения.
На территории Брянской области действуют 12 полигонов твердых коммунальных отходов, 11 из которых включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Полигон (г. Клинцы) включен в региональный реестр объектов размещения отходов (ОРО) по согласованию с Минприроды России.
С целью предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду в регионе используются специальные установки, на которых утилизируются и обезвреживаются отходы производства и потребления, медицинские и биологические отходы, таможенный конфискат, покрышки, шины, камеры автомобильных отработанных и другое.
На мусоросортировочных станциях Брянской области в среднем ежегодно обрабатывается около 215 тыс. тонн твердых коммунальных отходов.
На всех объектах обработки (сортировки), утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулярно проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды с целью недопущения нарушений эксплуатации объектов, соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, подземной грунтовой воды, почвы на территории объектов и за их пределами.
Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области ведется работа по ведению регионального кадастра отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности.
В целях создания эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории региона необходимо выстроить оперативное взаимодействие между органами местного самоуправления и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области (далее - региональный оператор).
В рамках экологического просвещения и работы по формированию культуры обращения с твердыми коммунальными отходами у населения Брянской области региональный оператор на регулярной основе проводит акции: "Сдай макулатуру - спаси дерево Брянщины!" (совместно с департаментом образования и науки Брянской области), "Сдай батарейку - спаси ежика Брянщины!" (совместно с департаментом образования и науки Брянской области и 131 компанией "Дюрассел"), "Сдай шины - спаси бобра Брянщины!" (акция для автовладельцев по бесплатной приемке и утилизации шин).
Ежегодно в средствах массовой информации региона (электронных и печатных) выходит более трех тысяч публикаций, посвященных реформе обращения с отходами. На местном телевидении на регулярной основе выходят сюжеты по обращению с ТКО с целью информирования населения по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами.
В рамках проекта "Чистая планета - детям!" проводятся экологические уроки с целью формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения, на которых рассказывается о цивилизованном обращении с твердыми коммунальными отходами и необходимостью их раздельного накопления для направления на вторичное использование.
Для обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, осуществляется организация и проведение экологических рейдов по выявлению несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, субботников.
За период реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (далее - Государственная программа) в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Брянская область), направленного на достижение целей национального проекта "Экология", с целью внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 и 2022 г.г. приобретено 7362 контейнера для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, построены и введены в эксплуатацию мусоросортировочные станции в Комаричском, Трубчевском, Жуковском, Суражском районах Брянской области общей мощностью 0,08 млн. т/год.
С целью восстановления нарушенных естественных экологических систем на территории Брянской области реализуется региональный проект "Чистая страна (Брянская область)" национального проекта "Экология", в рамках которого с 2019 года осуществляются мероприятия по рекультивации шести несанкционированных свалок в границах городов Жуковка, Севск, Стародуб, Злынка, Сельцо Брянского района Брянской области общей площадью 33,5 га.
Благодаря реализации стратегических инициатив государства по внедрению экологически эффективных инновационных технологий, развитию производств за последние несколько лет в регионе уменьшились объемы образованных и захораниваемых отходов, а также возросли объемы утилизированных отходов, увеличились площади восстановленных земель.
На снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду оказывают непосредственное влияние:
темпы социального развития региона;
восстановление нарушенных естественных экологических систем;
обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
организация оперативного взаимодействия между органами местного самоуправления и региональным оператором;
проведение информационной кампании для повышения собираемости экологических платежей.
В настоящее время проблема неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека стоит на одном из первых мест среди других общемировых проблем. Общая цель заключается в сведении вредного воздействия к минимуму и поддержании качества окружающей среды на таком уровне, чтобы не создавалась угроза здоровью и безопасности людей.
В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия на территории Брянской области создано 128 особо охраняемых природных территории регионального значения общей площадью 148,5 тыс. га, а именно: 112 памятников природы, 10 государственных природных заказников, 6 дендрологических парков и ботанических садов, находящихся в ведении департамента природных ресурсов и экологии Брянской области. Сведения о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения внесены в единый государственный реестр недвижимости в полном объеме.
В целях предотвращения неблагоприятных последствий антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории регионального значения устанавливаются охранные зоны памятников природы регионального значения.
Для информирования граждан об особо охраняемых природных территориях на местности устанавливаются специальные предупреждающие информационные знаки (аншлаги).
На водных объектах Брянской области расположены 80 зимовальных ям общей площадью 466,42 га. В целях сохранения водных биоресурсов ежегодно проводится рыбохозяйственное мероприятие, являющееся одной из составных частей сохранения водных биоресурсов, по информированию неопределенного круга лиц о запретных сроках (периодах) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, установленных Правилами рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза России от 13.10.2022 в„– 695, путем установления знаков (аншлагов) на зимовальных ямах (места концентрации водных биоресурсов (рыбы) в зимний период), изготовляемых за счет субвенции, предоставленной из федерального бюджета бюджету Брянской области на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов.
На территории Брянской области протекает 2867 рек общей протяженностью 12,89 тыс. км. Почти все реки Брянской области относятся к бассейну Днепра. Самой крупной рекой, протекающей на территории Брянской области, является река Десна, которая вместе с крупными притоками Болвой, Судостью, Неруссой дает 63% годового стока рек области. Ее общая длина составляет 1135 км, в том числе в пределах области 413 км, площадь водосбора - 22,1 тыс. км.
В Брянской области расположено 47 озер общей площадью 1050 га. Наряду с естественными озерами, на территории Брянской области имеется множество искусственных водоемов. К настоящему времени сооружено 11 водохранилищ и 785 прудов общей площадью 1897 и 5958 га соответственно. Объем содержащейся в них воды превышает 126 млн. м3.
Вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек области актуален и стоит очень остро. Деградация рек происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Кроме того, слабый уклон местности определяет медленное течение и сильную извилистость русел рек, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.
С целью сохранения и восстановления водных объектов для улучшения экологических условий проживания вблизи водных объектов на территории Брянской области в период 2020 - 2024 г.г. реализуется региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов (Брянская область)" национального проекта "Экология", в рамках которого осуществляется мероприятие "Расчистка русла реки Десна".
Ежегодные мероприятия по очистке от мусора берегов водных объектов с участием населения, проводимые в рамках проекта "Сохранение уникальных водных объектов", позволяют расчистить берега водных объектов и влияют на формирование в сознании различных возрастных групп населения основных принципов бережного отношения к водным объектам как к уникальным, жизненно важным ресурсам для населения страны в целом и повышение экологической культуры граждан.
На территории Брянской области хозяйственно-питьевое водоснабжение населения базируется в основном на прогнозных ресурсах подземных вод, объемы которых в целом по области составляют 4970 тыс. м/сут3. Численность населения области - 1152,505 тыс. человек, из них в городах проживает 802,376 тыс. человек. Обеспеченность разведанными запасами подземных вод на 1 человека - 0,73 м3/сут. Пресные подземные воды на территории области используются преимущественно для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Наблюдения за гидродинамическим режимом подземных вод на территории Брянской области ведутся по сети, состоящей из 68 скважин государственной опорной наблюдательной сети (ГОНС). При проведении наблюдений в скважинах производятся замеры положения уровня и температуры подземных вод. Изменения уровней подземных вод четвертичных и меловых отложений практически полностью определяются климатическими факторами.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты.
По Брянской области насчитывается 191 выпусков сбрасываемых вод. Остается неблагополучным состояние рек, особенно в зонах промышленных центров, из-за поступления с поверхностными стоками и сточными водами больших количеств загрязняющих веществ. Около 90% водопользователей нарушают условия сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.
На территории Брянской области деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляют 46 охотпользователей на 72 закрепленных территориях (охотничьих хозяйствах), из них на основании: охотхозяйственных соглашений - 70; долгосрочных лицензий - 2.
Общая площадь охотугодий Брянской области составляет 2900,77513 тыс. га (83% территории области), в том числе: площадь общедоступных охотничьих угодий - 444,5277 тыс. га (15,3%), площадь закрепленных охотничьих угодий составляет 2456,247430 тыс. га (84,7%).
В настоящее время переданные полномочия по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора) в муниципальных районах осуществляют 37 государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
За 2022 год государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проведено 5373 выездных обследований территорий охотничьих угодий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, к административной ответственности за нарушения Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24.07.2020 в„– 477 (далее - Правила охоты), привлечено 124 физических лица, из них: 112 - по ст. 8.37 КоАП РФ, из которых 26 лишены права охоты от 1 года до 1,5 лет, 12 - по ст. 8.33 КоАП РФ, наложено штрафов на общую сумму 247500 руб.
За истекший период 2023 года государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проведено 4705 выездных обследований территорий охотничьих угодий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, по результатам которых привлечены к административной ответственности за нарушения в области охоты 136 физических лиц, из них: 118 - по ст. 8.37 КоАП РФ, из которых 11 лишены права охоты от 1 года до 1,5 лет, 18 - по ст. 8.33 КоАП РФ. Наложено штрафов на общую сумму 303500 рублей.
По сравнению с 2012 годом, в котором на территории Брянской области насчитывалось всего 15 зубров, в настоящее время на территории области насчитывается свыше 120 зубров.
Контроль за качеством атмосферного воздуха на территории Брянской области осуществлялся на 76 мониторинговых точках и постах наблюдения. В 2022 году отмечается значительное улучшение качества атмосферного воздуха в городских поселениях по сравнению с периодом 2020 - 2021 г.г. Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы г. Брянска осуществляется на четырех стационарных постах силами Брянского ЦГМС - филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС". В атмосфере города контролируется содержание таких примесей, как взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид и оксид азота, формальдегид, бенз(а) пирен. Уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Брянска высокий, ИЗА = 7,11 (без учета бенз(а) пирена).
Основными загрязнителями атмосферы остаются взвешенные вещества, диоксид азота, формальдегид. Обусловлено это выбросами предприятий металлургии, машиностроения, строительного комплекса, выбросами при производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды, а также выбросами автомобильного транспорта и неудовлетворительным качеством дорожного покрытия и уборки улиц. Наибольшее загрязнение воздуха взвешенными веществами, диоксидом азота и формальдегидом фиксируется в Советском районе г. Брянска, что в основном определяется выбросами автомобильного транспорта.
На территории Брянской области более 700 гидротехнических сооружений. Актуальным остается вопрос приведения гидротехнических сооружений, выработавших свой ресурс и находящихся в неудовлетворительном и опасном уровне безопасности, в безопасное техническое состояние. Данные обстоятельства требуют принятия мер по их реконструкции, капитальному и текущему ремонту, развитию и укреплению эксплуатационных служб.
Минеральные ресурсы области представлены желваковыми фосфоритами, фосфатными титан-циркониевыми песками, песками стекольными, формовочными, цементными для производства силикатных изделий и прочими строительными песками, тугоплавкими глинами, глинами для производства цемента, карбонатными породами для стекольной промышленности, производства строительной извести, цемента и известкования кислых почв, глинами и суглинками легкоплавкими для изготовления кирпича, керамзитовых изделий и дренажных труб, трепелами для производства термолита и в качестве активных добавок для цемента, песчано-гравийным материалом. Кроме того, имеются торф, сапропель, лечебные грязи. Перспективы дальнейшего расширения минерально-сырьевой базы Брянской области связаны с выявлением в первую очередь нетрадиционных видов полезных ископаемых, требующих привлечения инвестиций в организацию разведочных и добычных работ: титан - циркониевые россыпи, золото, алмазы, стронций, цеолитсодержащие породы.
На текущую дату департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области предоставлено право пользования участками недр местного значения в целях добычи пресных подземных вод на основании 672 лицензий, в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на основании 147 лицензий, выданных 80 субъектам предпринимательской деятельности, из них 116 лицензий предоставлено на геологическое изучение, разведку и добычу, 31 - на геологическое изучение.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках государственной программы по направлению "Улучшение экологической обстановки на территории Брянской области" выполнены следующие мероприятия:
оказание услуг по проведению государственных экологических экспертиз регионального уровня. Лимит финансирования по мероприятию в 2022 году составил 560511,00 руб. за счет средств из областного бюджета. Проведена государственная экологическая экспертиза по 9 объектам, получены положительные заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
оказание услуг по проведению государственных экологических экспертиз регионального уровня. Лимит финансирования по мероприятию в 2023 году составил 637000,00 руб. за счет средств из областного бюджета. Проведена государственная экологическая экспертиза по 10 объектам, получены положительные заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства
и использования природных ресурсов Брянской области

Приоритетами государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов являются улучшение количественных и качественных показателей водных объектов, находящихся в государственной собственности, обеспечение высококачественным сырьем различных отраслей народного хозяйства, опережающее развитие минерально-сырьевой базы, в том числе разведанной за счет средств недропользователей, уменьшение загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления, деградации почв и растительного покрова, а также обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, иных объектов животного мира, водных биологических ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.
В основу Государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно реализовывать природоохранные проекты, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал, в том числе в части привлечения финансирования. Особое внимание следует обращать на необходимость привлечения внебюджетных источников на реализацию мероприятий Государственной программы.
Цели и задачи Государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" соответствуют следующим стратегическим документам:
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
2. Указ Президента РФ от 19.04.2017 в„– 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года в„– 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года в„– 207-р;
5. Перечень поручений президента Российской Федерации по вопросам охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов от 8 декабря 2016 года в„– Пр-2374;
6. Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 года в„– 696;
7. Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года в„– 322;
8. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Брянской области от 26 августа 2019 года в„– 398-п.
Целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Брянской области являются:
1. Создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
2. Сохранение и восстановление водных объектов для улучшения экологических условий проживания вблизи водных объектов более 0,4 млн. человек к 2025 году;
3. Обеспечение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе исполнения не менее 75% выданных предписаний;
4. Обеспечение к 2030 году доли населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территории Брянской области, подверженной негативному воздействию вод, на уровне не менее 10,58%.
Основным инструментом Государственной программы, влияющим на достижение национальной цели "Создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза", является реализация мероприятий, направленных на строительство объектов обращения с отходами, оказание содействия муниципальным образованиям, осуществляющим внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
Основным инструментом Государственной программы, влияющим на достижение национальной цели "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое", является реализация мероприятий по расчистке водных объектов, что позволит улучшить экологические условия проживания вблизи водных объектов.

3. Задачи государственного управления, способы их
эффективного решения в сфере охраны окружающей среды,
воспроизводства и использования природных
ресурсов Брянской области

В целях создания условий для уменьшения экологического ущерба, связанного с захоронением твердых коммунальных отходов, снижения экологических рисков, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде, осуществляется ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде в г. Стародубе, г. Севске, г. Злынка, г. Сельцо, в том числе несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для увеличения количества населения, улучшившего экологические условия проживания, обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, реализуются мероприятия по сохранению и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни, а также по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем приведения к безопасному техническому состоянию.
Обеспечивается деятельность органа исполнительной власти Брянской области в рамках закрепленных полномочий для повышения эффективности деятельности в сфере охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.
Необходимо развитие и использование минерально-сырьевой базы на территории Брянской области для обеспечения прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых по строительным пескам, песчано-гравийной смеси, глин и суглинков.
Для исполнения поставленных целей в области охраны животного мира, водных биологических ресурсов осуществляется исполнение полномочий по осуществлению охраны, контроля и воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов, что позволит создать условия, обеспечивающие их рациональное использование.
Обеспечение экологической безопасности населения, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и сохранения биологического разнообразия на территории Брянской области достигается путем создания условий для повышения уровня экологической просвещенности и экологической безопасности населения, обеспечения охраны природных ресурсов и биоразнообразия, снижения техногенного воздействия на окружающую среду.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на реализацию природоохранных проектов, необходимо обеспечить вовлечение органов исполнительной власти Брянской области и муниципальных образований в реализацию государственных программ Российской Федерации.

Порядок предоставления и распределения субсидий
из областного бюджета местным бюджетам в рамках
государственной программы

1. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде в рамках регионального проекта "Чистая страна (Брянская область)" государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" приведен в приложении в„– 1 к Государственной программе.
2. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) на создание объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Брянская область)" государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" приведен в приложении в„– 2 к Государственной программе.





Приложение в„– 1
к государственной программе
"Охрана окружающей среды,
воспроизводство и использование
природных ресурсов Брянской области"

Порядок
предоставления и распределения субсидий бюджетам
муниципальных образований на ликвидацию несанкционированных
свалок в границах городов и наиболее опасных объектов
накопленного экологического вреда окружающей среде в рамках
регионального проекта "Чистая страна (Брянская область)"
государственной программы "Охрана окружающей среды,
воспроизводство и использование природных
ресурсов Брянской области"

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п (далее - Правила), устанавливает цели, условия предоставления субсидии, критерии отбора, порядок перечисления субсидий, критерии оценки эффективности использования муниципальными образованиями предоставляемых субсидий на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде в рамках регионального проекта "Чистая страна (Брянская область)" государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области", методику распределения указанных субсидий, порядок отчетности.
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология".
3. Уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, за счет субсидий из областного бюджета устанавливается в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Брянской области.
4. Условиями предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка, являются:
перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами муниципального образования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Брянской области, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
наличие в бюджетах муниципальных образований ассигнований на исполнение расходного обязательства в объеме, рассчитанном с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Брянской области;
заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил.
5. Критериями отбора для предоставления субсидий муниципальным образованиям являются:
наличие положительного решения межведомственной экспертной комиссии по отбору природоохранных проектов субъектов Российской Федерации для предоставления и распределения субсидий, положение о работе и состав которой утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
наличие нормативного акта муниципального образования о софинансировании мероприятия;
наличие приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 года в„– 174 "Об экологической экспертизе", а также заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранных проектов.
6. Расчет субсидий производится по следующей формуле:

Vi = V * ei / e, где:

Vi - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования на реализацию мероприятия, рублей;
V - общий объем субсидий, предусмотренных в рамках программы на реализацию мероприятия, рублей;
ei - объем финансирования, запрашиваемый i-м муниципальным образованием на реализацию мероприятия, рублей;
e - общий объем финансирования, запрашиваемый муниципальными образованиями на реализацию мероприятия, рублей.
Объем финансирования, запрашиваемый i-м муниципальным образованием на реализацию мероприятия (ei), рассчитывается по формуле:

ei = ai * ci / (100 - ci), где:

ai - бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете i-го муниципального образования за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятия, рублей;
ci - предельный уровень софинансирования расходных обязательств i-го муниципального образования за счет субсидий из областного бюджета, утвержденный нормативным правовым актом Правительства Брянской области, процентов.
7. Главным распорядителем средств, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка, является департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент).
8. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
9. Муниципальные образования представляют в департамент документы, подтверждающие производимые расходы (сводный сметный расчет, дефектные ведомости, локальные сметы, муниципальные контракты на выполнение работ, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме в„– КС-3, акты о приемке выполненных работ по форме в„– КС-2 и другие документы).
10. Департамент предоставляет субсидию на основании соглашения, заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации.
11. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в Управлении Федерального казначейства по Брянской области.
12. Администрации муниципальных образований осуществляют закупки на выполнение работ по рекультивации свалок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
13. Муниципальные образования предоставляют в департамент отчеты об использовании субсидий в сроки и по форме, предусмотренные соглашениями о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований, заключенными с администрациями муниципальных образований.
Ответственность за достоверность представляемых департаменту сведений возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований.
14. Результатом использования субсидии является количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов.
Оценка эффективности использования субсидий осуществляется департаментом путем сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых органами местного самоуправления муниципальных образований (по итогам отчетного года) значений результатов использования субсидий.
15. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря соответствующего финансового года предоставления субсидий допущено недостижение установленных результатов использования субсидий и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджетов муниципальных образований в областной бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается главным распорядителем средств по формуле в соответствии с пунктами 16, 17, 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п.
Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных абзацем 3 настоящего пункта, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств в соответствии с пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п.
16. Субсидии носят целевой характер. В случае нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Неиспользованный остаток средств субсидии по итогам года подлежит возврату в областной бюджет.
17. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований и департамент.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями Брянской области условий предоставления субсидий осуществляется в соответствии с п. 24 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п.
18. Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных субсидий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.





Приложение 2
к государственной программе
"Охрана окружающей среды,
воспроизводство и использование
природных ресурсов Брянской области"

Порядок
предоставления и распределения субсидий бюджетам
муниципальных районов (муниципальных округов, городских
округов) на создание объектов обращения с твердыми
коммунальными отходами в рамках регионального проекта
"Комплексная система обращения с твердыми коммунальными
отходами (Брянская область)" государственной программы
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование
природных ресурсов Брянской области"

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденными постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п (далее - Правила), устанавливает цели, условия предоставления субсидий, критерии отбора, порядок перечисления субсидий, критерии оценки эффективности использования муниципальными районами (муниципальными округами, городскими округами) (далее - муниципальные образования) предоставляемых субсидий на создание объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Брянская область)" (далее - региональный проект) государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (далее - государственная программа), методику распределения указанных субсидий.
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств на создание объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках регионального проекта государственной программы.
3. Уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, за счет субсидий из областного бюджета устанавливается в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Брянской области.
4. Условиями предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка, являются:
наличие мероприятия, подлежащего утверждению правовыми актами муниципальных образований в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Брянской области, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии;
наличие в бюджетах муниципальных образований ассигнований на исполнение расходных обязательств в объеме, рассчитанном с учетом предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из областного бюджета, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Брянской области;
заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил.
5. Критериями отбора для предоставления субсидий муниципальным образованиям являются:
наличие нормативного акта муниципального образования о софинансировании мероприятия;
наличие приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 года в„– 174 "Об экологической экспертизе", а также положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости мероприятия.
6. Расчет субсидии производится по следующей формуле:

Vi = V * ei / e, где:

Vi - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования на реализацию мероприятия, рублей;
V - общий объем субсидий, предусмотренных в рамках программы на реализацию мероприятий, рублей;
ei - объем финансирования, запрашиваемый i-м муниципальным образованием на реализацию мероприятия, рублей;
e - общий объем финансирования, запрашиваемый муниципальными образованиями на реализацию мероприятия, рублей.
Объем финансирования, запрашиваемый i-м муниципальным образованием на реализацию мероприятия (ei), рассчитывается по формуле:

ei = ai * ci / (100 - ci), где:

ai - бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете i-го муниципального образования за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятия, рублей;
ci - предельный уровень софинансирования расходных обязательств i-го муниципального образования за счет субсидий из областного бюджета, утвержденный нормативным правовым актом Правительства Брянской области, процентов.
7. Главным распорядителем средств, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка, является департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент).
8. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
9. Муниципальные образования представляют в департамент документы, подтверждающие производимые расходы (сводный сметный расчет, дефектные ведомости, локальные сметы, муниципальные контракты на выполнение работ, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме в„– КС-3, акты о приемке выполненных работ по форме в„– КС-2 и другие документы).
10. Департамент предоставляет субсидию на основании соглашения, заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации.
11. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единый счет бюджета, открытый финансовым органам муниципальных образований в Управлении Федерального казначейства по Брянской области.
12. Муниципальные образования осуществляют закупки на выполнение работ по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках регионального проекта государственной программы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
13. Муниципальные образования предоставляют в департамент отчеты об использовании субсидий в сроки и по форме, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.
Ответственность за достоверность представляемых департаменту сведений возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований.
14. Результатом использования субсидий является ввод в эксплуатацию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках регионального проекта государственной программы.
Оценка эффективности использования субсидий осуществляется департаментом путем сравнения установленных соглашениями и фактически достигнутых органами местного самоуправления муниципальных образований (по итогам отчетного года) значений результатов использования субсидий.
15. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря соответствующего финансового года предоставления субсидий допущено недостижение установленных результатов использования субсидий и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджетов муниципальных образований в областной бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается главным распорядителем средств по формуле в соответствии с пунктами 16, 17, 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п.
Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных абзацем 3 настоящего пункта, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств в соответствии с пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п.
16. Субсидии носят целевой характер. В случае нецелевого использования субсидий муниципальными образованиями к ним применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Неиспользованный остаток средств субсидий по итогам года подлежит возврату в областной бюджет.
17. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований и департамент.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями Брянской области условий предоставления субсидий осуществляется в соответствии с п. 24 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года в„– 362-п.
18. Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных субсидий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------