Типы документов



Решение Брянского областного суда от 23.08.2023 N 3а-451/2023 <О признании частично не действующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2021 N 1825 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2023 г. по делу в„– 3а-451/2023

УИД 32ОS0000-01-2023-000217-46

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре К.В.С.,
с участием прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца М.Е.А.,
представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш.А.И. о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022, 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 18 июля 2023 года в„– 1174), от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа от 18 июля 2023 года в„– 1173),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1174, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 25 июля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 25 июля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В Перечни на 2022 и 2023 год включены принадлежащие Ш.А.И. на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенные по адресу: <...> (пункты в„– <...>, в„– <...> Перечня на 2022 год - в редакции приказа от 18 июля 2023 года в„– 1174; пункты в„– <...> Перечня на 2023 год - в редакции приказа от 18 июля 2023 года).
Административный истец Ш.А.И. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения названных нежилых помещений в Перечни на 2022 и 2023 год, указав в обоснование требований, что помещения не обладают признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточненных административных исковых требований административный истец Ш.А.И. просит суд:
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции от 18 июля 2023 года);
- признать не действующим с 1 января 2022 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции от 18 июля 2023 года);
- признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции от 18 июля 2023 года);
- признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции от 18 июля 2023 года).
В судебное заседание административный истец Ш.А.И. не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности М.Е.А. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, пояснив, что спорные нежилые помещения не обладают признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фактически спорные помещения используются в производственной деятельности управляющей организации ООО "КОН".
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорные объекты недвижимости включены в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку актами проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилых помещений от 9 декабря 2021 и 10 октября 2022 года установлено, что объекты используются для размещения офиса более 20% от общей площади.
Выслушав представителей сторон по делу, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года в„– 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 указанного Решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка определена в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 7); в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 9).
Таким образом, включение спорных объектов недвижимого имущества в Перечни затрагивает права административного истца, как их собственника, в связи с чем Ш.А.И. вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2022 и 2023 годы.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1173 и 1174, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
Как установлено судом, административному истцу Ш.А.И. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение общей площадью 363,8 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 70-71);
- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение общей площадью 48,7 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 72-73).
Право собственности административного истца на указанные объекты зарегистрировано 12 ноября 2019 года.
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> включен в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...> в„– <...>, в Перечень на 2023 год - под пунктом в„– <...> в„– <...>; объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...> включен в Перечень на 2022 год под пунктом в„– <...> в„– <...>, в Перечень 2023 года - под пунктом в„– <...> в„– <...>.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> находится на первом этаже здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>; нежилое помещение в„– <...> находится на втором этаже указанного здания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в„– КУВИ-001/2023-188028927 от 17 августа 2023 года, здание с кадастровым номером в„– <...>, площадью 9916,5 кв. м, количество этажей 10, в том числе подземных 1, имеет назначение: "многоквартирный дом", наименование: "многоквартирный дом" (Т. 2 л.д. 118-159).
Многоквартирный дом с кадастровым номером в„– <...> расположен на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью 1358,6 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома (Т. 2 л.д. 160).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечней на 2022 и 2023 годы, которые предусматривают аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (код 4.1 "Деловое управление", код 4.2 "Объекты торговли", код 4.4 "Магазины", код 4.6 "Общественное питание").
До вступления в силу Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
С учетом изложенного следует, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с кадастровым номером в„– <...>, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащие административному истцу помещения находятся в здании, предназначенном для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.
Согласно техническому паспорту на здание, расположенное по адресу: <...>, изготовленному ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 10 февраля 2005 года, следует, что в составе указанного объекта на первом и втором этажах имеются в том числе, такие помещения как отдел доставки, аппаратная, кабинеты, коммерческий отдел, трансформаторная, складские, кладовые, бильярдная, бытовое помещение, производственное, три торговых зала, холл, хранилище, оптовый отдел, кабинет замдиректора, бухгалтерия, кабинет директора, диспетчерская (Т. 4 л.д. 2-14).
При этом общая площадь торговых залов согласно техническому паспорту составляет 397,9 кв. м (из расчета: 55,1 кв. м + 223,1 кв. м + 119,7 кв. м = 397,9 кв. м), или 4% от общей площади здания с кадастровым номером в„– <...> (из расчета: 397,9 кв. м / 9916,5 кв. м x 100% = 4%), а наименование помещения "кабинет" не является равнозначным понятию "офис".
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета в отношении здания с кадастровым номером в„– <...> следует, что спорные нежилые помещения расположены в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения помещений в Перечни по данному критерию не имелось.
Таким образом, возможность включения спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...> в оспариваемые Перечни в настоящем случае должна выясняться исходя из предназначения, наименования или фактического использования помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В соответствии с учетно-технической документацией в отношении спорных помещений - техническим паспортом нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, изготовленным ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Брянский филиал по состоянию на 5 октября 2015 года (Т. 4 л.д. 15-25), на момент принятия оспариваемых Перечней на 2022 и 2023 годы, в составе:
- помещения с кадастровым номером в„– <...> имелись: тамбур площадью 1,6 кв. м; подсобные помещения площадью 23,5 кв. м; кабинеты площадью 143,7 кв. м; основные помещения площадью 92,7 кв. м; складские площадью 55,8 кв. м; коридоры площадью 40,9 кв. м; санузлы площадью 4.4 кв. м; туалет - 1,2 кв. м;
- помещения с кадастровым номером в„– <...> имелись: кабинет площадью 38,9 кв. м; лестничная клетка площадью 9,8 кв. м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты с кадастровыми номерами в„– <...> имеют назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение.
Как следует из сообщения ППК Роскадастр по Брянской области от 18 августа 2023 года спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...> поставлены на кадастровый учет 16 февраля 2017 года как самостоятельные объекты недвижимого имущества - помещения, с назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение", на основании технического плана, изготовленного кадастровым инженером ФИО17 Т. 3 л.д. 2-3).
Согласно условиям договоров купли-продажи от 31 октября 2019 года спорные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами в„– <...> приобретены Ш.А.И. как нежилые помещения (Т. 3 л.д. 203, 251).
Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и Едином государственном реестре недвижимости, нельзя сделать вывод о том, что спорные нежилые помещения являются торговыми объектами, объектами общественного питания и (или) бытового обслуживания по предназначению.
Из технической документации на объекты недвижимости с кадастровыми номерами в„– <...> и сведений из ЕГРН также не следует, что в помещениях имеются площади, предназначенные для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. При этом приведенные выше наименования помещений "кабинет" не позволяют сделать вывод о том, что указанные объекты являются офисными помещениями, используемыми в целях делового, административного или коммерческого назначения. Такое наименование (назначение) помещений, как "кабинет", не тождественно понятию "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, площадь помещений, имеющих наименование (назначение) "кабинет", не имеет правового значения и не может являться условием включения спорных объектов в оспариваемые Перечни без установления их фактического использования в качестве офисов.
Как следует из возражений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области С.О.В., спорные объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни на 2022 и 2023 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как фактически используемые для размещения офисов.
Между тем, объективных доказательств, подтверждающих фактическое использование спорных нежилых помещений в качестве офисов, суду не представлено.
К указанному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года в„– 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - акт) по форме согласно приложению в„– 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Как следует из акта проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения площадью 363,8 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, составленного по состоянию на 9 декабря 2021 года, спорный объект используется в качестве офиса площадью 146,3 кв. м, что составляет 40,21% от общей площади объекта (Т. 1 л.д. 193-194).
Согласно акту проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N, составленного по состоянию на 10 октября 2022 года, спорный объект используется в качестве офиса площадью 117,9 кв. м, что составляет 32,41% от общей площади объекта (Т. 1 л.д. 225-226).
Как следует из актов проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения площадью 48,7 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, составленных по состоянию на 9 декабря 2021 года и 10 октября 2022 года, спорный объект используется в качестве офиса площадью 38,9 кв. м, что составляет 79,88% от общей площади объекта (Т. 1 л.д. 215-216, Т. 2 л.д. 2-3).
Специалист ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО18, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании 21 июня 2023 года, суду пояснила, что 9 декабря 2021 года и 10 октября 2022 года в составе комиссии она производила натурное обследование нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенных по адресу: <...>. В ходе обследований установлено, что в указанных помещениях размещается организация ООО "КОН", осуществляющая управление многоквартирными жилыми домами. По результатам обследования 9 декабря 2021 года объекта с кадастровым номером в„– <...> к офисным помещениям отнесены: диспетчерская площадью 12,9 кв. м; приемная площадью 28,9 кв. м; бухгалтерия площадью 89,9 кв. м; кабинет директора площадью 14,6 кв. м. На момент обследования в диспетчерской находился работник, который принимал заявки по телефону и лично от граждан, имелись средства связи и офисная мебель. В приемной находился секретарь, помещение также было оборудовано офисной мебелью и техникой. В бухгалтерии и в кабинете директора имелась офисная мебель и техника. По результатам обследования 10 октября 2022 года объекта с кадастровым номером в„– <...> к офисным помещениям отнесены: диспетчерская, бухгалтерия, кабинет директора, за исключением приемной. По результатам обследования 9 декабря 2021 года и 10 октября 2022 года объекта с кадастровым номером в„– <...> к офисным помещениям отнесен кабинет площадью 38,9 кв. м, поскольку в кабинете находилась офисная мебель, техника, средства связи. В иных помещениях в спорных объектах располагались различные службы ООО "КОН": комната мастеров, складские и подсобные помещения, отдел кадров, архив и другие.
Специалисты ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" ФИО19, допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании 21 июня 2023 года, дали суду аналогичные показания по обстоятельствам обследования спорных объектов 9 декабря 2021 года и 10 октября 2022 года.
Вместе с тем, отнесение площади помещений, расположенных в спорных объектах, к офисам только по факту наличия в них офисной мебели и техники, суд полагает необоснованным, поскольку фактическое использование помещения для размещения офисов подразумевает осуществление в нем самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности.
Между тем, как установлено судом в процессе рассмотрения дела, спорные объекты с кадастровыми номерами в„– <...> непосредственно используются в производственной деятельности управляющей организации ООО "КОН".
Так, в нежилом помещении с кадастровым номером в„– <...> располагаются кабинеты сотрудников ООО "КОН" (бухгалтерия, кабинет директора, технический отдел, отдел кадров и другие), а также архив, подсобные и складские помещения, что следует из показаний свидетелей ФИО20, осуществлявших комиссионное натурное обследование спорных помещений, и подтверждается фототаблицами к актам обследований от 9 декабря 2021 года и 10 октября 2022 года.
Факт использования спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...> в производственной деятельности ООО "КОН" также подтверждается показаниями директора ООО "КОН" ФИО21 и главного бухгалтера ООО "КОН" ФИО22, допрошенных в качестве свидетелей в судебном заседании 25 июля 2023 года, юрисконсульта ООО "КОН" ФИО23, допрошенной в судебных заседаниях 25 мая 2023 года и 17 августа 2023 года.
Так, свидетели ФИО24 суду пояснили, что в помещении с кадастровым номером в„– <...> располагаются кабинеты сотрудников ООО "КОН": кабинет директора, бухгалтерии, отдел кадров, технический отдел, имеются производственные, складские помещения, архив, комната отдыха для сотрудников. Помещение с кадастровым номером в„– <...> используется для проведения рабочих совещаний сотрудников ООО "КОН". Прием платежей от населения и выдача справок гражданам, работа паспортного отдела производится ООО "КОН" по адресу: <...>.
Показания свидетелей ФИО25 суд признает допустимыми доказательствами по делу, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, показания указанных лиц последовательны и не противоречивы.
При этом, показания свидетеля ФИО26 данные в судебном заседании 25 мая 2023 года в части использования ООО "КОН" нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> для проведения переговоров с представителями иных организаций, суд не принимает во внимание, поскольку при повторном допросе в судебном заседании 17 августа 2023 года свидетель ФИО27 не подтвердила ранее данные показания, пояснив, что личного участия в подобных переговорах со сторонними организациями в названном помещении либо в подготовке к их проведению не принимала, указала, что нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...> используется для проведения рабочих совещаний с сотрудниками ООО "КОН".
Показания свидетелей ФИО28 об обстоятельствах использования спорных объектов подтверждаются иными доказательствами, имеющимися в деле.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "КОН" является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительными, в том числе: производство пара и горячей воды котельными, передачи пара и горячей воды, обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд и другие.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО "КОН" является <...>.
Как следует из сообщения Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 7 июля 2023 года, за ООО "КОН" зарегистрированы две единицы контрольно-кассовой техники по адресу: <...>.
Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что спорные нежилые помещения используются для размещения служб, вовлеченных в производственный цикл деятельности организации и обеспечивающих функционирование производственного процесса.
Отнесение к общей площади "офисных" помещений кабинетов сотрудников и иных вспомогательных технических и производственных помещений, в том числе, кабинетов сотрудников административно-управленческого аппарата, бухгалтерии, отдела кадров, диспетчера, обеспечивающих функционирование всего производственного процесса, не может квалифицировать объект как используемый в целях офисного, делового, административного или коммерческого назначения, в связи с чем отнесение спорных объектов недвижимого имущества к офисам является неправомерным, поскольку не согласуется с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование помещения или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности организации и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, показаний допрошенных свидетелей, исследованных материалов, суд приходит к выводу, что акты проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– от 9 декабря 2021 года и 10 октября 2022 года не могут быть признаны надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими обоснованность включения спорных объектов в Перечни на 2022 и 2023 годы.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных нежилых помещений в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие принадлежащих административному истцу помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимым для включения объектов в оспариваемые Перечни, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (Постановления от 13 декабря 2016 года в„– 28-П, от 10 марта 2017 года в„– 6-П, от 11 февраля 2019 года в„– 9-П).
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Ш.А.И.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного, сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ш.А.И. - удовлетворить.
Признать не действующими с 1 января 2022 года пункты Nв„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 июля 2023 года в„– 1174) в части включения в Перечень нежилых помещений с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: <...>.Признать не действующими с 1 января 2023 года пункты Nв„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743), в части включения в Перечень нежилых помещений с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 6 сентября 2023 года.


------------------------------------------------------------------