Типы документов



Решение Брянского областного суда от 22.12.2023 по делу N 3а-555/2023 <О признании не действующим Генерального плана города Брянска, утв. решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 N 465, в части установления санитарно-защитной зоны железной дороги в границах земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, расположенных по адресу: <...>>



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2023 г. по делу в„– 3а-555/2023

32ОS0000-01-2023-000350-35

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца К.А.М., представителя административного ответчика - Брянского городского Совета народных депутатов Ш.А.В., представителя заинтересованных лиц - Управления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации Т.Е.Е., специалиста Б.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.Н.В. об оспаривании в части Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465,

установил:

Г.Н.В. обратилась в Брянский областной суд с административным иском, в котором просит признать не действующим с момента принятия Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенных по адресу: <...>. Письмами Управления от 5 апреля 2023 г. отказано в предоставлении в собственность указанных земельных участков, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, испрашиваемые объекты находятся в санитарном разрыве от железной дороги, в границах которого согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" запрещено размещение жилой застройки.
Как полагает административный истец, Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, подлежит признанию не действующим в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельных участков с кадастровыми номерами <...> поскольку в нарушение названного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 при установлении санитарно-защитной зоны не разрабатывался проект с проведением соответствующих исследований, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение. При указанных обстоятельствах, по мнению административного истца, установление оспариваемой зоны, утвержденной Генеральным планом города Брянска, не соответствует статье 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. в„– 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В судебном заседании представитель административного истца К.А.М. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что Г.Н.В. и К.Ю.В. являются долевыми собственниками жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами в„– <...>. Установление Генеральным планом города Брянска санитарно-защитной зоны железной дороги в отношении указанных земельных участков нарушает права административного истца на предоставление земельных участков в собственность, а также создает определенные ограничения в пользовании объектами недвижимости.
Представитель административного ответчика - Брянского городского Совета народных депутатов Ш.А.В., представитель заинтересованных лиц - Управления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации Т.Е.Е. административный иск не признали, пояснив, что решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465 "Об утверждении Генерального плана города Брянска" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Разработка Генерального плана осуществлялась ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" в рамках муниципальных контрактов от 19 августа 2011 г. в„– 1 и от 07 мая 2013 г. На момент утверждения Генерального плана действовал СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. В соответствии с пунктом 8.20 СП 42.13330.2011 жилая застройка подлежит отделению от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 метров, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Картой зон с особыми условиями использования территорий, формируемыми санитарно-гигиеническими и экологическими факторами, особо охраняемых природных территорий Генерального плана города Брянска определен санитарный разрыв железной дороги, равный 100 метрам от оси крайнего железнодорожного полотна. Согласно указанной карте зон с особыми условиями использования территорий земельный участок с кадастровым номером в„– <...> частично расположен, а земельный участок с кадастровым номером в„– <...> полностью расположен в санитарном разрыве от железной дороги. Просили отказать в удовлетворении административных исковых требований Г.Н.В., ссылаясь на то, что в соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. в„– 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2028 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 г., в том числе, решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Административный истец Г.Г.В., представители привлеченных в процессе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ОАО "РЖД", Управления Роспотребнадзора по Брянской области, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, заинтересованное лицо К.Ю.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Управления Роспотребнадзора по Брянской области ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации М.С.В. в представленном отзыве просил отказать в удовлетворении административных исковых требований Г.Н.В. в полном объеме.
В силу положений статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста Б.А.В., заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе, внесение изменений в такие планы утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законом Брянской области от 09 марта 2005 г. в„– 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" муниципальное образование город Брянск наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 9 Устава городского округа город Брянск, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 г., к вопросам местного значения города Брянска относится утверждение генеральных планов города Брянска.
Таким образом, утверждение генерального плана в соответствии с федеральным законодательством относится к компетенции Брянского городского Совета народных депутатов, который является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска (часть 1 статьи 29, пункт 25 части 2 статьи 30 Устава города Брянска).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана, особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа урегулированы положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2), заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10), при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11), представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13).
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что процедура подготовки и принятия генерального плана, в том числе, процедура проведения публичных слушаний, предусмотренная статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком соблюдена.
Так, постановлением главы Брянской городской администрации от 26 июля 2011 г. в„– 1844-п, опубликованным в муниципальной газете "Брянск" 05 августа 2011 г. в„– 30 (604), Управлению по строительству и развитию территории города Брянска поручено организовать работу по подготовке и согласованию в установленном порядке проекта по внесению изменений (корректировки) в генеральный план города Брянска (разработка 1-го этапа) в части разработки схемы комплексной оценки территории города Брянска, схемы транспортного обслуживания города Брянска, схемы архитектурно-планировочного решения города Брянска.
19 августа 2011 г. между Управлением по строительству и развитию территории города Брянска (заказчик) и ОАО "Гипрогор" (исполнитель) заключен муниципальный контракт в„– 1 на выполнение подрядных работ по корректировке генерального плана города Брянска (разработка 1-го этапа) в соответствии с ведомственной целевой программой "Разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории муниципального образования города Брянск на 2011 - 2013 годы".
07 мая 2013 г. между теми же сторонами заключен муниципальный контракт на выполнение работ по внесению изменений в генеральный план города Брянска (разработка 2-го этапа), внесение изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск.
Постановлением главы города Брянска от 11 сентября 2015 г. в„– 368-пг назначены публичные слушания по вопросу обсуждения проекта Генерального плана города Брянска на 12, 14, 16, 20 октября 2015 г., а также утвержден состав оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний. Данное постановление и проект Генерального плана города Брянска опубликованы в муниципальной газете "Брянск" в„– 35п (817) 11 сентября 2015 г.
Согласно протоколам публичных слушаний от 12, 14, 16 и 20 октября 2015 г. по проекту Генерального плана города Брянска приняты итоговые документы публичных слушаний, официально опубликованные в муниципальной газете "Брянск" в„– 40 (822) 16 октября 2015 г. и в„– 41(823) 23 октября 2015 г.
С учетом результатов публичных слушаний проект Генерального плана города Брянска доработан и в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 29 декабря 2015 г. в„– 4509-п направлен на утверждение в Брянский городской Совет народных депутатов.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 24 февраля 2016 г. проект Генерального плана города Брянска возвращен для доработки.
В целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки заключения о несогласии с проектом Генерального плана города Брянска, постановлением Брянской городской администрации от 08 июня 2016 г. в„– 1902-п, создана согласительная комиссия по проекту Генерального плана города Брянска. Результаты работы согласительной комиссии по проекту Генерального плана города Брянска отражены в протоколе заседания указанной комиссии от 10 июня 2016 г.
Постановлением главы Брянской городской администрации от 20 июня 2016 г. в„– 2063-п согласован и направлен на утверждение в Брянский городской Совет народных депутатов проект Генерального плана города Брянска, доработанный с учетом поступивших замечаний и принятых по ним решений согласительной комиссии.
На заседании Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 27 июля 2016 г. большинством голосов принято решение об утверждении Генерального плана города Брянска с учетом результатов публичных слушаний, отраженных в доработанном проекте.
Указанное решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465 "Об утверждении Генерального плана города Брянска" опубликовано в муниципальной газете "Брянск" в„– 31п (864) 29 июля 2016 г., которая решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 г. в„– 893 определена официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Брянска.
Таким образом, оспариваемое решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465 "Об утверждении Генерального плана города Брянска", является нормативным правовым актом, принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке и вступило в силу.
В оспариваемой части изменения в Генеральный план города Брянска со дня его принятия не вносились.
Процедура подготовки и утверждения Генерального плана города Брянска в рамках рассмотрения настоящего административного дела административным истцом не оспаривается, при этом соблюдение предусмотренной действующим законодательством процедуры принятия генерального плана, в том числе, процедуры проведения публичных слушаний, установлено вступившим в законную силу решением суда от 14 декабря 2016 г. по ранее рассмотренному административному делу в„– 3а-130/16 по оспариванию решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465 "Об утверждении Генерального плана города Брянска" и в соответствии с требованиями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказывается вновь.
Проверив доводы административного истца о несоответствии Генерального плана города Брянска в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно разделу I "Положение о территориальном планировании" Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, генеральный план является документом территориального планирования, который является пространственным отображением программы (стратегии) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программных документов развития городского округа и определяет стратегию градостроительного развития городского округа. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территории городского округа, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Целью территориального планирования развития городского округа является обеспечение градостроительными средствами роста качества жизни населения, учета интересов юридических и физических лиц при определении назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также другие требования к развитию территории на расчетный срок утверждения генерального плана - не менее 20 лет.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465 срок действия Генерального плана города Брянска установлен на период до 2053 года.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, административный истец Г.Н.В. является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 26,4 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 239 - 240).
Указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером в„– <...> площадью 478 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" (Т. 1 л.д. 167).
Также Г.Н.В. принадлежит <...> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 26,3 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...> (Т. 1 л.д. 241 - 242), который находится в пределах земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, площадью 861 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" (Т. 1 л.д. 168).
Сособственником в праве собственности на указанные жилые дома является Заинтересованное лицо К.Ю.В., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами в„– <...> не зарегистрировано.
25 апреля 2023 г. Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации отказало Г.Н.В. и К.Ю.В. в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенных по адресу: <...>, в связи с нахождением земельных участков в санитарном разрыве железной дороги согласно Генеральному плану города Брянска, утвержденному решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами в„– <...> расположены в пределах санитарного разрыва железной дороги, отраженной на карте зон с особыми условиями использования территорий, формируемыми санитарно-гигиеническими и экологическими факторами особо охраняемые природные территории (Т. 2 л.д. 8,9, Т. 3 л.д. 148).
Таким образом, Генеральный план города Брянска в оспариваемой части применен в отношении административного истца, в связи с чем Г.Н.В. вправе оспаривать Генеральный план города Брянска в указанной части.
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации относят санитарно-защитные зоны к числу зон с особыми условиями использования территории. Целями установления зоны с особыми условиями использования территорий являются, в том числе защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, охрана окружающей среды (пункт 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.
Границы санитарно-защитных зон в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса).
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1). При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Статьей 106 Земельного кодекса предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитные зоны, устанавливаются на основании принятия решения об установлении зон с особыми условиями использования территории, в котором указываются, в том числе конкретные ограничения использования земельных участков, а также сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 24 статьи 106 Земельного кодекса).
Порядок и сроки установления санитарно-защитных зон определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. в„– 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Постановление в„– 222 и Правила) и требованиями Федерального закона от 3 августа 2018 г. в„– 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 342-ФЗ).
Согласно части 3 Постановления в„– 222 решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении санитарно-защитных зон также является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статьи 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункты 23 - 25 Правил).
В соответствии с Правилами границы санитарно-защитной зоны определяются с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) (пункты 7 - 11, подпункт "в" пункта 16 Правил).
До введения в действие Правил порядок установления санитарно-защитных зон регулировался Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. в„– 74, устанавливающими класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.)
Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих правилах.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (пункт 3.10).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 СанПиН).
В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитные зоны отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
Из приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон и санитарных разрывов.
Как следует из материалов административного дела, согласно информации, предоставленной на запрос суда Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 19 октября 2023 г., санитарно-защитная зона железнодорожных путей ОАО "РЖД" в Фокинском районе г. Брянска (месторасположение земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>) не установлена, в реестр установленных санитарно-защитных зон не внесена, предусмотренные пунктом 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 расчеты не проводились (Т. 2 л.д. 241).Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника Московского территориального отдела Брянского отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, заместитель главного государственного санитарного врача по Московской железной дороге Б.А.В. пояснил, что установление санитарно-защитных зон в отношении объектов железнодорожного транспорта, железнодорожных линий урегулированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. в„– 74, пунктом 2.6 предписывающим устанавливать для линий железнодорожного транспорта санитарный разрыв, представляющий собой расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Понятия санитарный разрыв и санитарно-защитная зона являются идентичными. Величина санитарного разрыва железной дороги определяется исключительно на основании проводимых специализированными организациями расчетов шума, вибрации, электромагнитный полей и других показателей, Минимальная величина санитарного разрыва, которая являлась бы обязательной для любой линии железной дороги, независимо от характеристик объекта, санитарными нормами не предусмотрена. Величина санитарно-защитной зоны рассчитывается в каждом конкретном случае, зависит от интенсивности движения на железнодорожной линии, степени электро-магнитного излучения и других показателей. В городе Брянске в отношении железнодорожных линий подобные замеры и исследования не проводились, решения об установлении санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва) железной дороги в установленном порядке не принималось. Решение об установлении санитарно-защитной зоны железной дороги в соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вправе принимать главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации или его заместители.
Согласно информации филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области от 25 октября 2023 г. сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>) в границах санитарно-защитной зоны в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (Т. 2 л.д. 242).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом санитарно-защитная зона (санитарный разрыв) железной дороги отражена на карте зон с особыми условиями использования территории Генерального плана города Брянска в нарушение действующего порядка.
Доводы представителей административного ответчика - Брянского городского Совета народных депутатов и заинтересованных лиц - Брянской городской администрации и Управления по строительству и развитию территории города Брянска о том, что данная зона определена в соответствии с действовавшим на момент принятия Генерального плана города Брянска СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденного приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. в„– 820, согласно пункту 8.20 которого жилая застройка подлежит отделению от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 метров, и, с учетом требований части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. в„– 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", считается установленной также в случае отсутствия сведений об этой зоне в Едином государственном реестре недвижимости, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. в„– 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (здесь и далее - в действующей редакции) до 1 января 2028 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 г. одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Частью 9 данной нормы закона предусмотрено, что в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
С 1 января 2025 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 г. обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов (часть 13 статьи 26 Закона в„– 342-ФЗ).
До 1 января 2025 г. в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются внесение сведений о таких зонах в ЕГРН. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения (часть 16.1 статьи 26 Закона в„– 342-ФЗ).
Однако в данном случае уполномоченным органом решение об установлении санитарно-защитной зоны не принималось.
Таким образом, указанные доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц не могут быть приняты во внимание, поскольку отражению в оспариваемом нормативном акте подлежат только те зоны, которые утверждены в установленном порядке, однако, как установлено судом, на момент утверждения Генерального плана города Брянска санитарно-защитная зона (санитарный разрыв) железной дороги установлена без учета требований статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Доводы представителей административного ответчика - Брянского городского Совета народных депутатов и заинтересованных лиц - Брянской городской администрации и Управления по строительству и развитию территории города Брянска о том, что само по себе наличие объекта, в отношении которого требуется установление санитарно-защитной зоны, означает, что эта зона автоматически существует, не соответствует приведенным выше нормам права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, в части установления на карте зон с особыми условиями использования территории санитарного разрыва железной дороги в границах земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенных по адресу: <...>, не соответствует требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов административного истца, как правообладателя объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах указанных земельных участков, по существующему и планируемому использованию данных объектов.
Согласно требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, в оспариваемой части недействующим со дня вступления в силу настоящего решения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Устава города Брянска (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 сентября 2022 г. в„– 664) официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в муниципальной газете "Брянск", являющейся официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Брянска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Г.Н.В. об оспаривании в части Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов г. Брянска от 27 июля 2016 г. в„– 465, - удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 г. в„– 465, в части установления санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва) железной дороги в границах земельных участков с кадастровыми номерами в„– <...>, расположенных по адресу: <...>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в муниципальной газете "Брянск", являющейся официальным источником опубликования муниципальных правовых актов Брянского городского Совета народных депутатов.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение суда изготовлено 10 января 2024 г.


------------------------------------------------------------------