Типы документов



Решение Брянского областного суда от 19.10.2023 по делу N 3а-585/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2022 N 1743 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2023 г. по делу в„– 3а-585/2023

УИД 32ОS0000-01-2023-000366-84

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца А.Т.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агромашсервис" о признании частично не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа от 28 сентября 2023 года в„– 1633), взыскании оплаченной госпошлины,

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 28 сентября 2023 года в„– 1633, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 5 октября 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В Перечень на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>.
ООО "Агромашсервис" (далее также - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень на 2023 год названного нежилого здания, указав в обоснование требований, что Общество является собственником расположенных в здании нежилых помещений с кадастровыми номерами в„– <...>. В связи с включением нежилого здания в Перечень нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, являющееся гостиницей, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости объекта. В то же время, как самостоятельный объект недвижимого имущества указанное помещение исключено из Перечня на 2023 год, поскольку не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечень создает для административного истца, как собственника расположенного в здании нежилого помещения, повышенную налоговую нагрузку, что ухудшает хозяйственную деятельность Общества.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец ООО "Агромашсервис" просит:
- признать не действующим с 1 января 2023 года пункт в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 в„– 1723 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции приказа в„– 1633;
- взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу ООО "Агромашсервис" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.
Представитель административного истца по доверенности А.Т.С. в судебном заседании поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что в спорном нежилом здании расположены принадлежащие ООО "Агромашсервис" нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...>, которые включены в Перечень на 2023 год как самостоятельные объекты недвижимого имущества, поскольку фактически используются как магазин, кафе и офис соответственно, что Обществом не оспаривается. При указанных обстоятельствах отдельное включение в Перечень нежилого здания, в котором расположены перечисленные помещения, противоречит законодательству, приводит к двойному налогообложению.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемый приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом, процедура опубликования нормативного правового акта соблюдена. Спорное здание подлежало включению в Перечень по фактическому использованию как торговый и административно-деловой центр в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года в„– 79-З "О налоге на имущество организаций", которым в редакции Закона Брянской области от 03.10.2016 в„– 76-З в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка установлена в размере 2,0 процента от кадастровой стоимости объекта (пункт 3 статьи 1).
На момент рассмотрения дела в Перечень на 2023 год под пунктом в„– <...> в„– <...> включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...>
Как установлено судом, в составе спорного здания находятся принадлежащие на праве собственности ООО "Агромашсервис" нежилые помещения со следующими характеристиками:
- нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 136,1 кв. м, назначение: нежилое, наименование: кафе;
- нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 448,5 кв. м, назначение: нежилое, наименование: гостиница;
- нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 470,5 кв. м, назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус со встроенной котельной;
- нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 192,1 кв. м, назначение: нежилое, наименование: магазин промышленных товаров.
Право собственности ООО "Агромашсервис" на указанные нежилые помещения зарегистрировано 24 июня 2011 года.
По смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства финансов Российской Федерации в„– БС-4-21/13524@ от 23 сентября 2021 года, если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в перечень.
Таким образом, включение здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, в Перечень на 2023 год создает для административного истца, как собственника расположенных в названном здании нежилых помещений, повышенную налоговую нагрузку и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, в связи с чем ООО "Агромашсервис" вправе оспаривать законность соответствующего акта об утверждении Перечня на 2023 год.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующий в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 сентября 2023 года в„– 1633, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года в„– 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент утверждения оспариваемых Перечней.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Исходя из приведенных положений федерального и регионального законодательства, для признания включения спорного здания в Перечни законным административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Как установлено судом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и данным технической инвентаризации спорный объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...>, является отдельно стоящим 3-этажным нежилым зданием площадью 1247,2 кв. м, имеет наименование: "выставочный центр образцов сельскохозяйственной техники с комплексом сервисного обслуживания".
Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости, а также сведения о связи спорного нежилого здания с земельным участком в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра (далее - также ЕГРН), а также сообщением филиала ППК "Роскадастр" по Брянской области от 28 сентября 2023 года (Т. 1, л.д. 144).
В связи с отсутствием в ЕГРН сведений о связи спорного нежилого здания с земельным участком оснований для включения объекта в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка не имелось.
Таким образом, возможность включения нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечень на 2023 год в настоящем случае должна выясняться исходя из его предназначения по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) документах технического учета (инвентаризации), или фактического использования здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как указано выше, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2023 год в состав спорного нежилого здания входили: нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 136,1 кв. м, с наименованием: "кафе", а также нежилое помещение с кадастровым номером в„– <...>, площадью 192,1 кв. м, с наименованием: "магазин промышленных товаров".
Как следует из сообщения филиала ППК "Роскадастр" по Брянской области от 10 октября 2023 года, сведения о наименовании указанных нежилых помещений внесены в ЕГРН 28 декабря 2015 года на основании технических паспортов Брянского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 22 апреля 2011 года (Т. 1, л.д. 244).
Согласно техническому паспорту в отношении нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, площадью 136,1 кв. м, составленного Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 22 апреля 2011 года, помещение имеет наименование "кафе", в составе объекта имеются такие помещения как "цех", площадью 4,3 кв. м; "цех", площадью 3,3 кв. м; "цех", площадью 18 кв. м; "моечная", площадью 3,5 кв. м; "зал обслуживания клиентов", площадью 94,7 кв. м (Т. 1, л.д. 110 - 115).
Согласно техническому паспорту в отношении нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...>, площадью 192,1 кв. м, составленного Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 22 апреля 2011 года, помещение имеет наименование "магазин промышленных товаров", в составе объекта имеется помещение с наименованием "торговая", площадью 192,1 кв. м (Т. 1, л.д. 116 - 120).
Согласно техническому паспорту в отношении спорного нежилого здания с наименованием "выставочный центр образцов сельскохозяйственной техники с комплексом сервисного обслуживания", площадью 1247,2 кв. м, составленного Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 18 ноября 2010 года, с изменениями, внесенными 22 апреля 2011 года, в составе объекта имеются, в том числе, помещения с наименованиями: "цех", площадью 4,3 кв. м; "цех", площадью 3,3 кв. м; "цех", площадью 18 кв. м; "моечная", площадью 3,5 кв. м; "зал обслуживания клиентов", площадью 94,7 кв. м; "торговая", площадью 192,1 кв. м (Т. 1, л.д. 100 - 109).
Как установлено судом, наименования нежилых помещений с кадастровым номером в„– <...> - "кафе" и нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> - "магазин промышленных товаров" внесены в сведения технического учета (инвентаризации) на основании проектно-разрешительной документации на строительство объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что соответствует положениям пункта 2.7 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Российским союзом развития жилищно-коммунальной отрасли (Росжилкоммунсоюз) 1 января 1991 года.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в поименованном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Понятие "торговый объект" приведено в статье 2 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ и в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" - услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41 ГОСТ 31985-2013).
В пунктах 20 - 40 поименованного выше стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в соответствии с которым кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (пункт 26 ГОСТ 31985-2013).
С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, суд приходит к выводу, что наименование нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> - "магазин промышленных товаров" - предусматривает размещение торгового объекта, наименование нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> - "кафе" - предусматривает размещение объекта общественного питания.
Таким образом, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2023 год в состав спорного здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, входили помещения, наименование которых предусматривает размещение объектов торговли и общественного питания, общая площадь которых составляет 328,2 кв. м (136,1 кв. м + 192,1 кв. м = 328,2 кв. м), что превышает 20% от общей площади здания (из расчета: 328,2 / 1247,2 x 100% = 26,3%).
Указанное свидетельствует о наличии оснований для включения в Перечень на 2023 год нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> как торгового центра в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, спорное здание подлежало включению в Перечень по фактическому использованию.
Так, актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования от 20 января 2022 года установлено, что здание выставочного центра образцов сельскохозяйственной техники с комплексом сервисного обслуживания, расположенное по адресу: <...>, используется: для размещения объектов торговли, площадью 156,9 кв. м (12,58% от общей площади здания); для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, площадью 357 кв. м (28,62% от общей площади объекта); для размещения объекта общественного питания, площадью 136,1 кв. м (10,91% от общей площади здания). Согласно акту в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в спорном здании используется площадь, равная 650 кв. м, что составляет 52,11% от общей площади объекта (Т. 1, л.д. 164 - 165).
Указанный акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного нежилого здания суд признает надлежащим и достоверным доказательством соответствия спорного объекта недвижимости требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он составлен уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями Порядка в„– 747-п и Методики определения вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года в„– 638 (действующей в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 4 августа 2021 года в„– 1289, от 19 мая 2022 года в„– 7350).
Обстоятельства, изложенные в акте обследования, подтверждаются фототаблицей, иными материалами дела и не оспариваются представителем административного истца.
Как следует из материалов дела, входящие в состав спорного здания нежилые помещения с кадастровыми номерами в„– <...> включены в Перечень на 2023 год как самостоятельные объекты недвижимого имущества, используемые в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты в„– <...> Перечня на 2023 в редакции приказа в„– 1633).
Таким образом, в результате обследования установлено, что нежилое здание выставочного центра образцов сельскохозяйственной техники с комплексом сервисного обслуживания, расположенное по адресу: <...>, фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, а также офисных помещений площадью более 20% от общей площади здания, что позволяет признать спорный объект одновременно торговым и административно-деловым центром в соответствии с положениями пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности включения спорного нежилого здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечень по предназначению в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по фактическому использованию как торгового и административно-делового центра в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя административного истца, само по себе включение в Перечень нежилых помещений, входящих в состав нежилого здания, как самостоятельных объектов недвижимого имущества не исключает возможности включения в Перечень непосредственно самого здания, в котором расположены названные нежилые помещения, что следует из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящем случае нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> является самостоятельным объектом недвижимости, с кадастрового учета не снималось.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что включение в Перечень на 2023 год нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, не противоречит требованиям налогового законодательства, в связи с чем административные исковые требования ООО "Агромашсервис" об исключении указанного объекта из Перечня на 2023 год, а также требования о взыскании уплаченной государственной пошлины удовлетворению не подлежат.
Оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в данном случае не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Агромашсервис" о признании не действующим пункта в„– <...> в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 сентября 2023 года в„– 1633), в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером в„– <...>, расположенного по адресу: <...>, взыскании оплаченной госпошлины - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 2 ноября 2023 г.


------------------------------------------------------------------