Типы документов



Решение Брянского областного суда от 21.09.2023 по делу N 3а-478/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании частично не действующими пунктов N <...>, N <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, опред. приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25.11.2019 N 1524 >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2023 г. по делу в„– 3а-478/2023

УИД 32ОS0000-01-2023-000251-41

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Ш.М.В.,
с участием прокурора Шидловского В.О.,
представителя административного истца П.Н.Н., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области С.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О.А.А. о признании не действующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021, 2022, 2023 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 (в редакции приказа от 16 мая 2023 года в„– 668), от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа от 24 августа 2023 года в„– 1404), от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа от 24 августа 2023 года в„– 1406), от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа от 24 августа 2023 года в„– 1405),

установил:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года в„– 668, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 19 мая 2023 года, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1404, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 августа 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1406, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 августа 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 ноября 2022 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1405, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 августа 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
В Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы включен объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности О.А.А. (на момент рассмотрения дела: пункт в„– в„– <...> Перечня на 2020 год; пункт в„– <...> Перечня на 2021 год; пункт в„– <...> Перечня на 2022 год; пункт в„– в„– <...> Перечня на 2023 год).
О.А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни названного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое здание не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней, административный истец Осин А.А. просит признать недействующими:
- с 1 января 2020 года пункт в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: нежилое помещение, наименование: склад, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер в„– <...>;
- с 1 января 2021 года пункт в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень указанного объекта недвижимого имущества;
- с 1 января 2022 года пункт в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень указанного объекта недвижимого имущества;
- с 1 января 2023 года пункт в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в Перечень указанного объекта недвижимого имущества.
Представитель административного истца по доверенности П.Н.Н. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что по документам технического учета, сведениям Единого государственного реестра недвижимости и по фактическому использованию спорное здание является складом. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не совпадает с пунктом 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в связи с чем включение спорного здания в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка является необоснованным.
Представитель административного ответчика С.О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорное нежилое здание включено в оспариваемые Перечни как расположенное на земельном участке с разрешенным видом использования "для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры: мойки, шиномонтажа, кафе и автомагазина", предполагающего размещение на участке объектов бытового обслуживания, торговли, общественного питания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2015 года в„– 3-83 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Дятьково Брянской области налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 указанного решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка определена в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 2.4); в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 2.5).
Таким образом, включение спорного объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни создает для административного истца как его собственника повышенную налоговую нагрузку, в связи с чем О.А.А. вправе оспаривать законность соответствующих актов об утверждении Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 год.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года в„– 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года в„– 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; от 27 ноября 2020 года в„– 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; от 26 ноября 2021 года в„– 1825 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; от 22 ноября 2022 года в„– 1743 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года в„– 668, от 24 августа 2023 года в„– 1404, от 24 августа 2023 года в„– 1406, от 24 августа 2023 года в„– 1405, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что для признания включения спорного здания в Перечни законным, административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Как установлено судом, административному истцу О.А.А. на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером в„– <...>, назначение: нежилое, наименование: склад, площадью 571,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано 28 декабря 2015 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое здание имеет наименование: склад.
В соответствии с техническим паспортом, составленным Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 7 октября 2015 года, нежилое здание по адресу: <...> площадью 571,9 кв.м., имеет назначение - складское, согласно экспликации в составе здания имеются два помещения с наименованиями "складское помещение", площадью 295 кв.м. и 276,9 кв.м.
Актами проведения мероприятия для определения вида фактического использования от 18 января 2021 года и от 20 октября 2022 года установлено, что спорное здание с кадастровым номером в„– <...>, площадью 571,9 кв.м., расположенное по адресу: <...>, фактически используется как склад стройматериалов.
Изложенное свидетельствует об отсутствии достаточных оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечни исходя из фактического использования здания, а также сведений, содержащихся в отношении объекта в технической документации и Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика С.О.В. в судебных заседаниях, спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые Перечни в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание.
Суд полагает обоснованным включение спорного нежилого здания в оспариваемые Перечни по указанному основанию в связи со следующим.
Как установлено судом, на момент принятия оспариваемых приказов об утверждении Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы спорное нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> располагалось на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, площадью 1350 кв.м., имеющим вид разрешенного использования "для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры: мойки, шиномонтажа, кафе и автомагазина".
Дата постановки земельного участка с кадастровым номером в„– <...> на кадастровый учет - 9 декабря 2011 года.
Земельный участок с кадастровым номером в„– принадлежит на праве собственности административному истцу О.А.А., начиная с 28 января 2016 года.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного Кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечней на 2020 и 2021 год.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 и 2023 годы, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Вопреки доводам представителя административного истца, разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> - "для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры: мойки, шиномонтажа, кафе и автомагазина" - в полной мере соответствует пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года в„– 39, предусматривающего размещение на земельном участке объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, действовавших на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в„– <...>.
К указанному выводу суд приходит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года в„– 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года в„– 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Госстандарта от 31 января 2014 года в„– 14-ст, шиномонтаж и все виды сопутствующих технических работ, а также мойка автотранспортных средств входят в вид деятельности под кодом 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р вид деятельности под кодом 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", предусмотренный указанным Общероссийским классификатором, относится к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 31985-2013, введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 года в„– 191-ст, распространяющийся на услуги и продукцию общественного питания, устанавливает общие и предназначенные для применения всеми предприятиями питания независимо от их вида, размера, мощности и ассортимента изготовляемой продукции термины и определения основных понятий в этой области, признает предприятием общественного питания объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (подпункт 3 пункта 2).
В пунктах 20 - 40 поименованного выше стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в соответствии с которым кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (пункт 26 ГОСТ 31985-2013).
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года в„– 1036, действовавшего до 1 января 2021 года, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
"ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов. К объектам общественного питания относит, в том числе, кафе: предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары (пункт 3.3).
На основании изложенного, с учетом законодательно закрепленной терминологии, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка "для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры: мойки, шиномонтажа, кафе и автомагазина" предусматривает размещение на участке торговых объектов (магазина), объекта общественного питания (кафе) и бытового обслуживания (шиномонтаж и мойка), при этом названный вид разрешенного использования земельного участка не является смешанным и указывающим на возможность его неоднозначного толкования в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "город Дятьково", утвержденными решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 17 февраля 2017 года в„– 3-166, земельный участок с кадастровым номером в„– <...> расположен в зоне объектов автомобильного транспорта, для которой установлены, в том числе, такие виды разрешенного использования как "объекты дорожного сервиса - размещение зданий и сооружений дорожного сервиса"; "автомобильные мойки - размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли"; "ремонт автомобилей - размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли"; "магазины - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м."; "общественное питание - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)".
Таким образом, на момент вынесения оспариваемых приказов об определении Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы принадлежащее истцу нежилое здание с кадастровым номером в„– <...> располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого прямо и однозначно предусматривал размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что свидетельствует о наличии достаточных оснований для отнесения спорного нежилого здания к объектам налогообложения по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2, подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не требовало определения вида фактического использования здания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым номером в„– <...>, на котором располагалось спорное здание, на момент определения оспариваемых Перечней имел иной вид разрешенного использования, суду не представлено.
Часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанное изменение, с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.
Как установлено судом, 12 декабря 2022 года по заявлению О.А.А. к основному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> добавлен такой вид использования как "склад", что не может свидетельствовать о незаконности включения спорного нежилого здания в Перечни, поскольку, во-первых, указанный вид разрешенного использования земельного участка добавлен после принятия оспариваемых приказов; во-вторых, исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что достаточным основанием для включения объекта в Перечень является тот факт, что хотя бы один из видов разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Принимая во внимание, что наряду с таким видом использования земельного участка с кадастровым номером в„– <...> как "склад", в Едином государственном реестре недвижимости также содержатся сведения о виде разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания, включение спорного здания с кадастровым номером в„– <...> в Перечень является обоснованным.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в„– <...> в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 год по виду разрешенного использования земельного участка соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, с учетом установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований О.А.А. в полном объеме.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления О.А.А. о признании не действующими:
- пункта в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года в„– 1524 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года в„– 668);
- пункта в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года в„– 1723 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1404);
- пункта в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года в„– 1825 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1406);
- пункта в„– в„– <...> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года в„– 1743 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 августа 2023 года в„– 1405), в части включения в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Е.А.МАКСИМОВА

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2023 года.


------------------------------------------------------------------